В преддверии голосования по поправкам в Конституцию, намеченному на 22 апреля, социологи задались вопросом о потенциале протестной активности россиян. Тем более, что некоторые политические движения заявили о проведении, как минимум, одиночных пикетов против поправок и против самого факта голосования. К тому же, в социальных сетях новости о характере поправок и о порядке голосования большим количеством пользователей были встречены негативно.
Тем не менее, физическая повседневная реальность, кажется, в очередной раз отличается от реальности виртуальной и околополитической. К примеру, в рамках опроса, который 10 марта, после выступления Владимира Путина в ГД РФ, провел "Левада-центр" было зафиксировано снижение протестных настроений в российском обществе в сравнении с прошлым годом.
В частности, на вопрос "Как вы думаете, насколько возможны сейчас в вашем городе или сельском районе массовые выступления населения против падения уровня жизни, в защиту своих прав?", положительно ответило 26% респондентов. В феврале прошлого года на такой же вопрос утвердительно отвечало 34% опрошенных.
Одновременно с этим увеличилось количество тех, кто считает, что массовые протестные акции по вышеприведённому поводу "маловероятны". Сейчас их 70% от всех участников опроса, в прошлом году было 63%.
На вопрос о непосредственно политических протестах о возможности таковых в принципе ответило 24%, тогда как в прошлом году их было 28%. О малой вероятности заявил 71% респондентов, 68% — было в прошлом году.
Общее снижение протестной активности и даже готовности к протестам можно объяснить разными факторами. В прошлом году, стоит напомнить, опрос "Левады" проходил на фоне митингов и сходов граждан против постройки храма в Екатеринбурге и неспокойной ситуации в Ингушетии. Примерно тогда же в масс-медиа шло широкое освещение нескольких "мусорных протестов". И это актуализировало саму тему, а потому в глазах обывателей сама возможность того, что кто-то выйдет протестовать казалась более очевидной.
Нынешний же опрос совпал с выступлением Владимира Путина в Государственной Думе по поводу конституционных поправок. И вот здесь начинаются нюансы. Для медийного и, шире, сетевого сообщества главная тема этих поправок — это вещи политические и идеологические.
То есть, с одной стороны, пресловутое "обнуление" президентских сроков и появление возможности того, что Владимир путин будет переизбираться на новый президентский срок. Хотя, стоит оговориться, что свое слово должен сказать, во-первых, Конституционный Суд РФ, на который сослался и сам президент. А во-вторых, Путин сам может в 2024 году решить не идти на новый срок. Но это уже "высокая политика".
Вторым фактором возмущения для сетевой общественности стали поправки о Боге, "государствообразующем народе", браке, как союзе мужчины и женщины.
Но вот для российского большинства все это, повторимся, "высокие материи". И главное для этого самого большинства — социальный блок поправок. Об индексации пенсий, о неотторжимости российских территорий, о МРОТ и прочих "бытовых вопросах".
А поскольку глава государства выдвинул этот позитивный социальный пакет, а Дума его в общем-то поддержала, то большинство в целом перестаёт видеть смысл в протестной активности. Говорит ли это об аполитичности российского общества? В общем-то, нет. Поскольку МРОТ, пенсии, материнский капитал — это тоже политика. Только не "высокая", а вполне реальная. И крайне важная для российского большинства.
Потому, и в целом, цифры желающих выходить именно на политические протестные акции несколько ниже и в этом, и в прошлом году. А сейчас они снижаются еще больше.
Тем не менее, процент тех, кто допускает возможность протестов по социальным причинам и по причинам ущемления прав довольно высок.
В общем, если перефразировать классическое высказывание про то, что требует публика, то российское общество требует "хлеба и справедливости". То есть, социальных гарантий от государства, которые как видно теперь будут прописаны даже в Конституции. А с другой стороны, соблюдения базовых прав гражданина РФ.
И есть подозрение, что это не столько права на свободу собраний, политический объединений и политического выбора, сколько право на образование, медицину, труд, справедливую оплату этого труда и всё то, что относится к социальной политике государства.
В этой связи, кстати, интересно было бы посмотреть на замеры общественного мнения уже после голосования по поправкам, поскольку, ряд экспертов говорят, что именно тогда, а точнее в мае, могут произойти негативные изменения в российской экономике, связанные с пандемией коронавируса и с нынешним м падением цены на нефть и как следствие падением курса рубля.