Как организованы протесты для сноса власти

Последние акции протеста по своему составу сильно отличались от предшествующих. Для кураторов внутренней политики в регионах это оказалось сюрпризом.

По данным экспертов, для чиновников оказалось неожиданностью, что митинги станут такими массовыми и на них придет много "респектабельных" людей. Как пояснили два региональных вице-губернатора (на условиях анонимности), массовость выступлений потрясла многих.

Если в Москве по официальным данным пришло четыре тысячи человек (СМИ называют цифру в 15 тысяч), то в субъектах страны соотношение митингующих к числу жителей городов было значительно выше.

В том же Челябинске мороз в 26 градусов не стал помехой для выступлений 2,5 тысяч человек. "Это была самая массовая акция последних 10 лет. Причем, молодежи было немного — около 20%. Большинство участников — старше 30 лет.

Было много респектабельных людей, приехавших на дорогих машинах, одетых в горнолыжные костюмы", — отметил собеседник.

Эти люди уже состоялись в жизни, тем не менее пришли. Многие думают, что люди пришли митинговать "не против Путина, а против местных властей". В регионах нет развития, и это проблема.

Вице-губернатор одного из уральских регионов также отметил, что россиян возмущает тот факт, что есть Москва-метрополия и регионы-колонии. В этой связи директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев добавил, что регионы давно утратили субъектность, Москва относится к ним, как к колониям.

По мнению директора департамента денежно-кредитной политики Центробанка РФ Кирилла Тремасова, что коронакризис обострил противоречия в российском обществе. А Толкователь отметил, что есть книга, исследующая феномен сетевых протестов ("Новые социальные движения в сетевую эпоху", в которой особое внимание уделяется феномену "инфоброкеров" и на их важность для сетевых протестов (кстати, в книге специалистами разбираются и акции Навального):

"Движение "Захвати Уолл-Стрит" — это первое генетически-сетевое движение, качественно отличное от прочих движений, имевших "несетевое происхождение". Когда к организации несетевых акций протеста подключились нью-йоркские анархисты и другие радикальные группы, движение "Захвати Уолл-Стрит", получившее свой импульс внутри сети, начинает стремительную консолидацию.

Именно здесь приобретает ключевое значение новая сетевая роль — фигура "инфоброкера", который берет на себя функцию информационной диффузии и связывания локальных сообществ (в данном случае "Indignados" и "Occupy").

Здесь проявляется общая схема или программа, которую "выучила" и использует "социальная сетевая машина" (что многократно реализовывалась на Майдане и в российском протесте).

Сетевое обсуждение, являющееся следствием координирующих сообщений сетевых инфоброкеров, приводит к спонтанной несетевой акции некоторой некритической массы участников сетевого протеста.

Поскольку на такого рода акцию (Event), как правило, регистрируется онлайн больше, чем собирается прийти (ведь "объявление о намерении" в сети ни к чему не обязывает), эта спонтанная акция вызывает гипертрофированную силовую реакцию со стороны властей", — поясняет в своем телеграм-канале сетевой эксперт.

Вывод такой, что власть своими превентивными силовыми действиями — например, задержаниями активистов до акции только усиливает сетевое возмущение. А интенсивность протеста в этом случае зависить от диффузии протестной информации и от действий инфоброкера по "обнаружению сообществ" и результирующей способности сообществ смыкаться друг с другом.

Согласно авторам исследования, инфоброкеры — это крупные сетевые узлы с большим числом подписчиков, а также те, кто могут связывать локальные сообщества в единую сеть протеста — обычно это уже региональные инфоброкеры.

В ситуации репрессий или затухания протеста поведение сети меняется. Группы вновь сжимаются (по составу участников и объёму внутренних и внешних сообщений участников), сетевой обмен между сообществами уменьшается. И в этот момент протестная информация транслируется "инфоброкерами", поддерживая состояние протеста в полуспящем, но всегда готовом к пробуждению состоянии.

Потому спрогнозировать количество участников в конкретный момент не представляется возможным, подытожили аналитики.


Автор
Редакция