Акула без зубов: о роли России после развала СССР

Роль России на постсоветском пространстве далеко не так очевидна, какой кажется. Вопрос зависимости Кремля от соседей еще предстоит осознать и проработать.

Об этом рассказал авторам проекта "Кремлевский безБашенник" доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Он напомнил, что в конце прошлой недели состоялись длинные телефонные переговоры: В. Путина с А. Лукашенко и Дж. Байдена с В. Зеленским.

Путин и Лукашенко говорили в целом о 25-летии создания Сообщества России и Белоруссии. Байден и Зеленский касались тревожных тем: Россия и Украина снова обвиняют друг друга в намерении разморозить конфликт на Донбассе, а США пытались убедить союзника, что не оставят его в беде.

Москва может производить впечатление способности держать соседей "за горло", играя доминирующую роль на постсоветском пространстве, но дела обстоят не совсем так, пояснил Иноземцев.

"Опекая бывшую "империю", Москва за последние четверть века стала крайне зависимой… от прежних советских республик и их лидеров….та же Белоруссия, поставляющая в основном лапшу на уши российским политикам, вынимает из нашего бюджета миллиарды долларов", — отметил эксперт.

По его словам, поддержка Януковича Москвой была столь упорной, что в 2004 году Путин чуть ли не раз в месяц летал в Киев, чтобы выступать "на разогреве" на его предвыборных митингах, а в 2014-м спасал В. Януковича от гнева его собственного народа так, что вверг Россию в серьёзные геополитические проблемы.

Грузия и отношения с ней пошли под откос из-за югоосетинских правителей, а также вождей суверенной Абхазии. В меньшей мере то же самое можно сказать о Молдове или Армении, которых мы упорно хотим видеть лояльными союзниками, хотя получается это не всегда.

Иноземцев подчеркнул, что России нужно избавляться от иллюзии всемогущества.

Проблема в том, что пользу от подобных отношений никто никогда не инвентаризировал (зато Всемирный банк недавно насчитал около $30 млрд., которые России должны Белоруссия и Сербия, Киргизия и Венесуэла.

Москва при этом втянута в немалое количество реальных и потенциальных конфликтов в этих регионах. В итоге нет ни одной страны, где Кремль сумел бы установить лояльный себе хотя бы один постсоветский режим.

СССР давно уже нет, но Россия предпочитает как в старые добрые времена не сосредотачиваться на собственных проблемах, а ставить свои отношения с главными партнёрами в зависимость от не всегда адекватных, но почти во всех случаях никчемных, "союзников".

"Из-за кремлёвских стен Россия выглядит акулой, окруженной мелкими рыбёшками, суетящимися вокруг и поблескивающими чешуёй. Но слишком часто оказывается, что это не мальки, а блёсны, которые наша акула время от времени смачно зажёвывает", — отмечает аналитик. Стране вообще ни к чему политика, не создающая друзей, не решающая проблем, и, главное, порождающая лишь перспективу ещё больших напряжений и трат.

Со своей стороны, авторы телеграм-канала "Молодые политологи Москвы" добавили, что первенство России на посоветском пространстве не может быть поставлено под сомнение. Но при помощи таких инструментов давления, как цены на энергоносители и многомиллиардные кредиты, РФ попала в зависимость от национальных элит, готовых поддерживать образ "империи" только при условии постоянного увеличения финансовых поступлений.

Никому и в голову не приходит совершать ответные шаги - пример Союзного государства с РБ очень показателен. Свобода манёвра ограничивается вытеснением пророссийских сил — и это общий тренд во всех бывших советских республиках.

Запад гораздо проще при помощи "мягкой силы" добился своих целей, в то время как Россия вкладывалась в ненадёжную элиту. А у Кремля в активе разрыв с Украиной — Крым, снижение протестной активности в Белоруссии (при всём уважении к белорусскому народу), и урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе.

Самое главное, что нужно сделать — признать, что образ "клыкастого чудовища" мало того, что морально устарел, так ещё и объективно не может быть поддержан в условии дефицита ресурсов. А также сделать выводы о необходимости изменения методов борьбы, благо что политическая ситуация в бывших советских республиках располагает к сближению с Москвой.

Актуальной является еще и способность формулировать собственные интересы и не пропустить удар от нового игрока, Турции, имеющего весьма амбициозные планы на постсоветское пространство. Там уже вовсю идет новая активность, резюмировали сетевые эксперты.

 


Автор
Редакция