Российских чиновников интересует и настораживает тема укрупнения регионов путём присоединения малых и слабых к большим и сильным.
После высказываний заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина споры разгорелись с новой силой. Чиновники дружно отрицают укрупнение, но, судя по всему, все к тому и идет — у нас готовят людей к переменам именно таким образом.
Как пишут авторы "Самые Новые Известия", раньше отрицали и повышение пенсионного возраста и рост налогов, теперь отрицают укрупнение регионов. Явно стоит ждать новых "движений" в этом направлении.
Однако, опыт показывает, что укрупнение может принести больше проблем, чем пользы.
В свое время, между 2003 и 2008 годы в результате пяти слияний число субъектов РФ сократилось с 89 до 83 (сейчас их 85 — добавились Крым и Севастополь).
Тогда же появился конституционный закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ".
Гораздо чаще власти этим занимались в двадцатые годы ХХ века. К примеру, с 1924 по 1928 годы прошла реформа по укрупнению, напоминает ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга Вендина.
По ее словам, такое явление, как Центрально-Черноземная область, было создано в 1928 году из Воронежской, Курской, Тамбовской и Орловской губерний. Смысл и цели были в том, чтобы упростить старые управленческие структуры, но сразу же стал очевидным дефицит компетенций и плохое знание проблем огромной территории.
В результате из-за низкой эффективности в 1934 году было принято решение разделить область на Воронежскую и Курскую, а к 1937 году все вернулось в прежний вид.
Сегодня развитые страны мира живут крупными агломерациями. Причем в тех же США агломерация Нью-Йорк включает и Нью-Джерси, который вообще относится к другому штату.
В России же решение вопроса упирается в административные границы. В данном случае объединение Москвы с Московской областью и Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, не выглядит разумным.
Для российской власти вообще характерны авторитарные в духе расширения Москвы с игнонированием местных проблем. Люди оаказываются беззащитными перед лицом хищнической политики регионов-соседей, которые используют выгоды и ресурсы своего соседства без учета наносимого ущерба.
То есть в России вся эта тема — не про людей, а про передел сфер влияния. Любому слиянию регионов должно быть обоснование, подкреплённое выкладками экономического характера.
Но это и есть основная проблема — жителям регионов центру предложить пока нечего.