Турция может задушить Россию двумя Босфорами

Турция анонсировала в июне начало строительства искусственного канала, который пройдет параллельно проливу Босфор из Черного моря в Мраморное.

По данным прессы, в субботу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о старте проекта. Как пишут эксперты, такое решение может создать России дополнительные трудности в регионе.

О будущем строительстве канала "Стамбул" впервые заговорили в 2011 году. О готовности страны к реализации проекта глава государства объявлял и ранее, но сегодня вероятность старта стройки века через несколько недель высока как никогда.

Собственно, Анкара уже утвердила план строительства, сообщил министр окружающей среды и градостроительства Турции Мурат Курум. таким образом Турция намерена вписаться в новые глобальные транспортно-логистические цепочки из Юго-Восточной Азии в Европу.

Супер-совеременный канал Турцией презентуется в качестве своего в новые реалии. Но у проекта есть оппоненты, поскольку он может создавать новые трудности для соседей. Хотя официально Москва давно не делала заявлений по поводу проекта "второго Босфора", свои вопросы есть и у нее.

Согласно планам, 45-километровый канал продублирует пролив, идущий прямо через Стамбул. Сегодня последний пропускает 120 судов в день, и среднее время ожидания прохода составляет уже 14,5 часа. Также движение осложняется плотным трафиком и частыми авариями. Так что крупные суда могут освободить пролив и идти по каналу с пропускной способностью свыше 180 судов.

Разумеется, канал будет платный. Сегодня проход через Босфор стоит порядка тысячи долларов, соответственно, ежегодная выручка турецких властей составляет около 50 млн долл. На новом канале власти надеются собирать ежегодно около 1 млрд долл. Стоимость самого строительства сейчас оценивается примерно в 10 млрд долларов.

Экологи бьют тревогу — "Стамбул" создаст проблемы с питьевой водой и усилит соленость Мраморного моря. К тому же, он может дестабилизировать геополитическое положение Турции. Эрдогану в этом вопросе оппонирует мэр Стамбула Эркем Имамоглу, которого считают вероятным противником главы государства на президентских выборах 2023 года.

Ранее Эрдоган заявлял, что морское сообщение через канал не будет подпадать под действие Конвенции Монтре, согласно которой проход через Босфор и Дарданеллы (из Средиземного моря в Черное) сохраняется только за торговыми судами. Военные корабли имеют ограничения по размерам и сроку нахождения в этой зоне. "Стамбул" без этих ограничений создаст проблемы России.

Да и не только ей. В начале апреля больше сотни отставных офицеров турецких военно-морских сил выразили обеспокоенность тем, что конвенция Монтре, которая многие годы служила основой стабильности страны, оказалась открытой для обсуждения. Россия ничего по этому поводу официально не заявляла, а представители Кремля выражались в том смысле, что надо уже дождаться, когда планы Турции станут более определенными.

Со своей стороны, Эрдоган считает, что строительство канала повысит геостратегическую значимость Стамбула. Планируется строительство двух городов, шести мостов и изменения инфраструктуры.

Как пояснил сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев, "для Турции новый канал — это дополнительный козырь в переговорах с Россией".

Вспомнили и про Суэцкий канал, блокировка которого привела к тому, что Россия вошла в топ при создании альтернативных маршрутов доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу. Турции пока трудно реализовать свои амбиции в качестве одного из региональных транзитеров в глобальной логистической цепочке. Новый канал расширит ее возможности, считает эксперт.

А пока международные транспортные компании продолжают экспериментировать с направлениями перевозки через РФ, Турция уже приступает к строительству. Россия пока молчит, но сделаеть заявление ей пока не поздно, резюмировал Гаджиев.


Автор
Редакция