Почему в стране на бумаге все гладко, а народу - тошно?

Уровень жизни россиян с 2013 года просел на 69%, и это очевидно. Людям стало сложно обеспечивать даже базовый набор продуктов, так как цены растут быстрее, чем доходы.

Бедность в стране растет, как и показатель закредитованности сограждан.

Как пишут в Forbes, если сравнивать 2021 год с 2013-м, то:

При этом увеличивается отток средств населения, поскольку люди активно забирают деньги из банков. По данным на 1 июля 2021 года, задолженность россиян перед банками составляет 23,9 трлн. рублей.

По данным аналитиков Frank RG, в прошлом месяце российские банки одобрили населению кредиты на 1,17 трлн руб. Это на 9,5% меньше, чем в июне (1,294 трлн руб.). Рекорд был зафиксирован в апреле — 1,298 трлн руб.

Весной ЦБ сообщил, что общая долговая нагрузка россиян на конец первого квартала 2021 года достигла 11,9% (показатель отражает платежи заемщиков по ссудам относительно доходов населения). С октября прошлого года по март 2021-го года более трети потребительских ссуд (34,4%) одобрялись клиентам с показателем долговой нагрузки выше 80%.

Государству же не до этого.

Статистика показывает, что бедность в стране снижается. Так чиновники пытаются выдать желаемое за действительное, проблемой никто до сих пор толком не занимается. Данные подгоняются ради составления липовых отчётов о несуществующих успехах.

К примеру, данные Росстата показывают, что ВВП России в I полугодии вырос на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, сказалась пандемия, но даже "очищенный" ВВП показывает рост порядка 3%. Экономика растёт, значит денег у людей должно становиться больше, и потребность в нецелевых займах на бытовые нужды падать. Но происходит все наоборот.

Правительство фактически самоустранилось накануне выборов, принимая только крайне сомнительные меры типа давления ФАС на ритейлеров.

ФАС, по мнению экспертов, берет на себя слишком много, берясь регулировать то, что регуляции не подлежит, если речь не идет о плановой экономике образца периода СССР. А именно динамическое ценообразование.

На сегодняшний день ФАС поставлена задача по разработке мер по расширению госрегулирования цен на продукты. Ведомство получит полномочия по директивному установлению максимальной наценки продавцов.

Это может в краткосрочной перспективе остановить рост цен, но способно существенно нарушить цепочки производства и поставок, что отразится на дальнейшем ценообразовании.

В проекте "На кухне у повара" пишут, что требуемый закон об ограничении наценки на определенный перечень товаров издать, конечно, можно, однако перед этим ФАС следовало бы задаться вопросом — а что потом?

Опять же, попытка госрегулирования цен на продукты может привести только к тому, что ритейлеры начнут компенсировать падение своих доходов за счёт повышения цен на другие позиции. Есть риск того, что часть операцию и вовсе окажется в теневом секторе. Мировые экономисты сегодня задумываются над вопросом, можно ли вообще считать Россию страной с рыночной экономикой.

Разумеется, именно США и начали расследование, соответствует ли экономика России ее рыночному статусу. Как говорится в заявлении Минторга США, нужно разобраться, следует ли продолжать рассматривать Россию как страну с рыночной экономикой для целей закона об антидемпинговых пошлинах.

То есть речь идет о своих интересах в первую очередь. Но тенденция очевидна.


Автор
Редакция