Пустое кресло: почему председательство в Совбезе ООН не помогло РФ решить международные вопросы

Постоянный представитель РФ в ООН Василий Небензя на короткое время получил возможность оказывать влияние на всю мировую политику: несмотря ни на какое давление со стороны Запада Россия положенным чередом получила на апрель 2023 года место председателя Совета безопасности ООН. Однако месяц заканчивается всего через неделю — а никаких прорывов на дипломатическом фронте достигнуть так и не удалось: Россия не смогла использовать шанс для продвижения своих интересов на мировой арене.

Помимо крайне напряженной международной ситуации, сложившейся после начала специальной военной операции на Украине, у России остаются множество нерешенных проблем в международном поле. Об их актуальности регулярно заявляют как представители дружественных государств, так и авторы СМИ, и общественные деятели.

Проблем очень много: даже в коротком списке из самых острых проблем, который составил и отправил в МИД РФ основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин, оказалось 15 пунктов. Проблем, которыми можно заняться на международной площадке, очень много: так, страны Запада до сих пор не осудили терроризм на территории России, недостаточно поднимались вопросы геноцида русского населения в Донбассе и другие военные преступления ВСУ, а также остаются проблемы с многочисленными санкционными режимами, введенными ООН по указке Запада и подрывающими стабильность в таких странах, как ЦАР, Иран, КНДР и Ливия. За месяц лишь 2 из пунктов, указанных в письме, были подняты на заседаниях — и без удовлетворительного результата.

Однако в МИД РФ не стали прислушиваться к чужому мнению. Получив председательство в Совбезе ООН, российский представитель спокойно продолжал ту же "холодно-нейтральную" линию подачи международных проблем, которую проводит Запад. За председательской табличкой в Совбезе Небензя курировал темы, которые сейчас едва ли имеют отношение к России — например, работу Контрольной миссии ООН в Колумбии и урегулирование в Йемене. Фактически, вся работа в Совбезе свелась к тому, чтобы в очередной раз "осудить" и "выразить глубокую озабоченность" в связи с откровенно деструктивными действиями стран Запада, которые требуют немедленных решений.

Кульминацией председательства России в Совбезе ООН стало выступление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который со сложностями и очередным визовым скандалом с американцами добрался до Нью-Йорка. Однако его выступление превратилось в набор шаблонных и туманных фраз из дипломатического словаря: "эффективная многосторонность через отстаивание принципов", "плавный переход к справедливому миропорядку" или "новая повестка для мира". Глава МИД РФ фактически ограничился стандартными упреками в адрес Запада, в сотый раз "призывая западных партнеров" проявить благоразумие и внезапно отказаться от собственных планов, потому что, как заявил Лавров, "мы вновь, как и в годы холодной войны, подошли к опасной, а может быть, еще более опасной, черте". Очевидно, министр успел забыть, сколько "красных линий", начерченных Кремлем, "западные партнеры" равнодушно переступили за год с начала СВО.

Очевидно, что в Москве не восприняли месяц председательства в Совбезе ООН в качестве чего-то особенного — это не повод для МИД РФ приложить усилия и добиться каких-то прорывов на дипломатическом фронте. Примерно с тем же успехом кресло председателя СБ ООН в апреле 2023 года могло бы оставаться пустым — может быть, потратили бы пару лишних часов на агрессивные высказывания в адрес России, и никто бы не услышал новых острых "шпилек" Василия Небензи в адрес Запада.

Активный международный диалог Москве словно не нужен — а результатом тут может быть потеря места в Совете безопасности, и превращение России в страну, чью судьбу решают на голосовании другие.


Автор
Золотов Олег