Представитель РФ в Европейском союзе Владимир Чижов сообщил газете "Известия", что в Базеле в начале декабря ОБСЕ рассмотрит предложение о необходимости проведения аналога хельсинкской конференции 1975 года по безопасности и сотрудничеству в Европе. Чижов сказал, что существует и новый аналог Хельсинским соглашениям - "Хельсинки плюс 40".
Назрела ли такая необходимость и выгоден ли России пересмотр Хельсинских соглашений? Об этом Politonline.ru поговорил с российскими (и не очень) правозащитниками.
Так глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева заявила, что Хельсинские соглашения пересматривать не стоит (еще бы "хельсинская" правозащитница сказала что-то другое), но добавила - она может не учитывать какие-то важные моменты.
- Я не знаю, что выгоднее для России - потому что я не знаю, в каком ключе будет пересмотр. Хельсинкские соглашения долго согласовывались и, наконец, были согласованы между двумя сторонами, находившимися тогда в состоянии «Холодной войны». Это был очень трудный, очень длительный и очень сложный процесс. Я не думаю, чтобы что-нибудь надо было пересматривать, но... посмотрим. Хельсинские соглашения - достаточно взвешенные, если их аккуратно выполнять будут все стороны. По-моему, их вполне достаточно. Но я не политик. Может быть, я что-то не доучитываю.
А вот директор центра правового регулирования межгосударственных отношений, кандидат юридических наук Дмитрий Матвеев видит в пересмотре Хельсинских соглашений выгоду для России.
- Я видел эту новость, ее контекст. Ситуация в том, чтобы "затеять" или возобновить европейский диалог без американцев.
Всегда при проявлении такой инициативы инициатор (в идеале) получает один из двух результатов. Или этот процесс стартует - конференция созывается, соглашение пересматривается и так далее. Или, если Запад скажет "я не заинтересован" - это будет давать возможность и говорить "Смотрите, вам предлагали, вы этого не делаете".
Здесь, по сути, со стороны России делается несимметричный шаг. Запад считает, что украинскую проблему надо решать давлением на Россию и санкциями, которые являются одним из элементов этого давления. А Россия в ответ говорит "Стоп! Давайте попробуем по-другому. Давайте наоборот - может быть, вынесем американцев за скобки. Они далеко и это в меньшей степени их вопрос, чем наш, европейский. Давайте обсуждать". И Европа оказывается в сложном положении. Согласиться на это - проблема, впрямую отказаться - значит отказаться от какого-то предлагаемого формата урегулирования кризиса. Поэтому они так уклончиво и реагируют.