Развитие или стагнация - как мы будем проходить через кризис
На фоне ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры, угрозы усиления санкционного давления, а также настоятельных требования общества предъявить наконец хоть какой-то план п купированию социально-экономического кризиса, уже признанного правительством, кабмин опубликовал на днях свой антикризисный план, предложив ряд мер, направленных на поддержку отечественного производителя, а также, что немаловажно на фоне сокращения иностранного фондированная - российской кредитно-финансовой системы.
Предваряя дальнейший анализ, необходимо крупными мазками обозначить основные направления антикризисной политики государства, которые предлагаются к реализации экономическим блоком правительства. Во-первых, это безусловно, определенное сокращение налоговой нагрузки для предпринимателей. Эксперты кабинета министров предлагают расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - помимо малого и среднего бизнеса в производственной и научной сферах, к к категории «налоговых отпускников» добавятся предприятия в сфере оказания бытовых услуг.
Между тем, для поддержки финансового сектора, правительство предлагает создание некоего аггрегатора «плохих долгов», на манер институтов созданных американской администрацией во время финансового кризиса 2008-2009 годов для санации ипотечных гигантов «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак».
У финансовых организаций и системообразующих предприятий (их будет не больше трехсот) хотят выкупить проблемные активы, что должно оздоровить нашу экономику. Это разного рода ценные бумаги вроде векселей или облигаций, чья стоимость серьезно просела. Это довольно существенная проблема - в ситуации когда такого рода активов на балансах становится много наносится удар по капитализации, повышаются нормы резервирования по линии ЦБ и банк рискует остаться банкротом
Также крайне важным представляется социальный аспект антикризисного плана правительства, в котором предусмотрена такая мера как запуск социальной ипотеки, а также помощь молодым семьям и лицам попавшим в трудную жизненную ситуацию - государство поспособствует реструктуризации их ипотечных долгов и просубсидирует ставки по ипотеке.
Крайне важной мерой антикризисного плана, на мой взгляд, является политика, направленная не балансировку региональных бюджетов путем субсидий и субвенций федерального правительства - на эти цели по плану Минфин должен выделить порядка 160 миллиардов рублей. В рамках реализации «майских указов» регионам были спущены дополнительные бюджетные полномочия, в первую очередь, в сфере обеспечения роста доходов категорий граждан, работающих в бюджетной сфере. А денег на это в большинстве субъектов (по причине их хронической дотационности) не было - в итоге под угрозой срыва оказалось исполнение «майских указов» и те обещания, которые власть дала обществу в контексте роста социального характера государства.
Для поддержки системообразующих банков, посредством «Агентства по страхованию вкладов», будет выделен почти 1 триллион рублей - это пожалуй самая затратная и противоречивая часть антикризисного правительства. Нельзя отрицать, что остановка кредитования экономики и коллапс финансовой системы страны вряд ли кому придется по душе - однако есть серьезные сомнения в том, что выделенные деньги не попадут через какое-то время на спекулятивные рынки.
Тут нужны очень жесткие механизмы контроля - по примеру Запада, где выделение таких сумм оговаривалось, в том числе, и введением кредитором «последней инстанции» (т.е государством) своих менеджеров в участие в управлении а распределении средств. Также их позитивных моментов в плане можно отметить существенные средства (до 200 миллиардов рублей) выделяемых на госгарантии по займам, привлекаемым крупными компаниями, что позволит даже в условиях высокой ставки рефинансирования привлекать кредитные ресурсы по приемлемым условиям в стратегические отрасли, например ВПК и высокотехнологичное производство.
И вот тут мы плавно подходим от позитива к определенной критике. И тут есть несколько базовых моментов. Во-первых, как отмечают все эксперты, план, по сути, представляет собой огромную бухгалтерскую опись, в которой раздаются деньги и «затыкаются» бюджетные дыры, сокращаются расходы и замораживаются инвестиции. Но нет ни слова о структурных реформах экономики и необходимости менять парадигму экономического роста. Идеология антикризисного плана грубо говоря следующая - «пересидеть плохие времена, а там цена на нефть опять попрет вверх и снова заживем».
Не заживем.
Мир изменился и даже при высоких ценах на углеводороды, в условиях системного конфликта с Западом, мы просто не можем позволить себе не развивать критически важные отрасли экономики, основанные на разумном балансе крупных государственных инфраструктурных инвестиций и частной инициативы. В плане, предусматривающем выделение фантастической суммы в 2,5 триллиона рублей, также не предусмотрены меры по повышению государственного администрирования и качества управления.
А при таком раскладе, средства федерального бюджета и резервных фондов рискуют быть даже не разворованы - с этим худо бедно научились бороться, а банально растрачены впустую. Я уже писал, что деньги выделяемые по линии АСВ рискуют оказаться на спекулятивных рынках. А вкупе с остающейся высокой ставкой ЦБ, который вопреки всякой логике и здравому смыслу продолжает зажимать денежную массу и давить кредитование реального сектора, мы может увидеть ситуацию при которой деньги государство в банковскую сферу вкачает немалые, а кредитование реального сектора будет стагнировать.
Судя по всему, эти замечания будут решаться также как и всегда в истории России - что называется «с колес». Несмотря на определенное желание правительственных либералов из экономического блока, а также их визави в СМИ и бизнесе, «порезать» оборонные статьи и социальные расходы этого не случилось. Есть определенные надежды и на изменение кредитно-денежной политики монетарных властей.
Вкупе с политическим давлением государственно-ориентированных сил во власти это дает определенные надежды на формирование прагматичного экономического курса в условиях кризиса, который должен быть основан на массированной поддержке программ импортозамещения, формирования независимой отечественной финансовой системы, и созданию предпосылок несырьевого роста экономики в условиях агрессивной внешнеэкономической конъюнктуры.
Илья Ухов