Сегодня прошла очередная пресс-конференция оппозиционной коалиции. На этот раз Алексей Навальный, один из лидеров альянса, рассказывал о том, как, в каких регионах и почему оппозиционеры планируют участвовать в выборах. По его словам, коалиция будет участвовать в сентябрьской кампании в Калуге, Новосибирске и Костроме. Процедуре выборов, как раньше и говорили оппозиционеры, будут предшествовать праймериз из местных несистемных лидеров. Навальный и Касьянов поедут в регионы не в качестве потенциальных кандидатов, а исключительно для поддержки местных протестных лидеров.
В этих словах Навального есть сразу несколько моментов, о которых стоит сказать особо. Во-первых, регионы, где либералы планируют избираться, выбраны, кажется, с тонким рассчетом. Это города и области, где «ЕР» на прошлых выборах взяла относительно малый процент. Опять же, местное население не всегда довольно и местной, и государственной властью. По логике вещей, вот тут-то и есть шанс у оппозиционеров.
Но это при взгляде из Москвы. На самом деле коалиционеры абсолютно не учитывают региональную специфику. То, что народ в провинции недоволен властью, совсем не значит, что он настроен на поддержку несистемной оппозиции. Скорее, всё с точностью до наоборот. Ровно потому, что все эти московские креаклы для злого костромского мужика «с чиновниками одним миром мазаны». То есть такое же зло, если не худшее. Потому что местный чиновник - он понятен и привычен. А вот местный, костромской «белоленточник» - это, в лучшем случае, «городской сумасшедший», а в худшем - «враг народа».
Это мнение о протестных лидерах в провинциальных регионах практически повсеместно. И вот этих людей после праймериз будут «прокачивать» Навальный с Касьяновым. И если Навального во власти в принципе никогда не было, то Касьянова электорат Новосибирска, Калуги и Костромы помнит хорошо. Как их Миша 2% невидимой рукой рынка лишал последних денег.
Отдельным пунктом здесь стоит Новосибирск, где уже выбрали на свою голову Пономарёва. Шел от «Справедливой России», а оказался оппозиционным креаклом, фанатом инноваций и Сколково. Есть мнение, что после всех приключений этого пока еще депутата новосибирцы с радостью бы проголосовали на ближайших выборах за кандидата от какой-нибудь «Консервативной монархической партии имени сталинских репрессий». Поскольку сами, на своем опыте убедились, что может вытворять прогрессивный либеральный оппозиционер, дорвавшись до власти.
И вот этих региональных факторов московские оппозиционеры не принимают в расчет абсолютно. А протестующие в регионах могут и осознавать. Но для них все эти выборы и праймериз - не для того, чтобы куда-то там избраться в местные органы власти, а для того, чтобы пройти вверх, в Москву по протестной лестнице.
Следующий момент - это собственно «праймериз», на которые теперь молится либеральная оппозиция. Что там они говорили о праймериз той же «Единой России»? Что это тормозит демократические механизмы, что это дополнительный, ненужный, а то и коррупционный фильтр, что праймериз отдаляют страну от демократических стандартов. Ну, правильно, если праймериз у нормальной партии - это плохо. Если праймериз у коалиции либералов - то это просто замечательно, это самый прозрачный и лучший механизм в рамках предвыборных технологий. При этом есть все основания полагать, что и эти праймериз пройдут так, как проходит у несистемной оппозиции практически всё. Со скандалами, грязью, подкупом и кулуарными договоренностями, игнорирующими предвыборное законодательство. Просто потому, что люди такие.
Ну и, наконец, сам контекст очередной пресс-конференции. Вчера стало известно, что один из лидеров коалиции, Михаил Касьянов в этот четверг передаст список «неугодных» российских журналистов в Конгресс США. Так называемый «список Немцова» предполагает, что Штаты наложат на этих людей санкции. А теперь вот какая штука: большинство жителей провинции, даже самые оппозиционные - это патриоты.
То есть, они региональную власть врагами считают потому, что власть эта какая-то антигосударственная, антисоциальная и антипатриотичная, по их мнению. И тут им предлагают выбирать людей, лидер которых шакалит не то что по американским посольствам, а собственно по американскому Конгрессу и требует еще больше экономически осложнить жизнь их соотечественникам. Да, богатым и знаменитым, но своим. На мете Навального и Касьянова я бы десять раз подумал при таких раскладах перед тем, как ехать в регионы поддерживать своих кандидатов. Их ведь и встретить может «благодарный электорат». А в Костроме, Калуге и Новосибирске живут не сильно креативные граждане. У них все выражается по-простому, но очень больно и обидно.
Представляя свою программу действий, Навальный вышел с плакатом «праймериз, Карл». В принципе, довольно самокритично. Какие-то такие, карликовые, если не отрицательные результаты они в регионах, видимо, и получат. Поскольку ни про регионы, ни про страну в целом они из своего уютного офисного московского мира не знают ничего.
И в этом свете заявления Навального про участие в кампании 2016 года звучат несколько утопично. Нет, пускай участвуют, кто ж им запретит? Но результаты, судя по всему, можно предсказать уже сейчас. Нас ожидает полное отсутствие оных. Что в сентябре 2015, что в следующем году.
Анатолий Лантов