«Мягкий» империализм наших американских друзей уже давно известен всему миру. Он существует и в разведке, в чем мы не так давно могли наглядно убедиться и в военной сфере. В политике он проявляется в воздействии на отношения Евросоюза и России.
Не стоит забывать судебный империализм, из-за которого американский Минюст наложил на BNP штраф в 9 миллиардов долларов, а европейские предприятия регулярно выплачивают сотни миллионов.Под выражением «судебный империализм» подразумевается глобальная экономическая юрисдикция, утверждающая полномочия Америки в финансовых операциях, производящихся в долларах по всему миру.
Можно было бы заявить, что этот «мягкий империализм» в виде мировой регулятивной системы заменяет глобальное правительство, которое так нужно планете.
Однако говорить так-значит игнорировать мнение остального мира.В судебном экспансионизме США нашла коса на камень: недавно оказалось, что в информационном запросе американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) банку JP Morgan за апрель этого года фигурировало имя правой руки Си Цзиньпина-бывшего банкира Ван Цишаня, ставшего в Китае основным борцом с коррупцией.
Запрос был отклонен, и из-за SEC Цишань отменил визит в США. В другой же ситуации комиссия потребовала от четырех крупнейших аудиторских компаний (PW, EY, Deloitte, KPMG) предоставить ей бухгалтерские документы китайских клиентов, акции которых размещены на американской бирже.
В январе 2014 года Америка постановила, что аудиторы должны передать эти конфиденциальные материалы SEC под страхом приостановки деятельности их китайских филиалов.
Ввиду подобной ситуации Китай через два месяца принял закон о государственной тайне. В феврале SEC закрыла упомянутое дело и признала, что требования прозрачности бухгалтерской отчетности не распространяются на работающие в Штатах китайские компании.
После капитуляции SEC, деятельность китайских предприятий в США ведётся на основании иностранного права.Можно подумать, что правосудия нет, из-за ограничений в лице суверенитета государств. Однако, эта мысль имеет мало общего с действительностью: коррупция существует и карается ОЭСР и США. И, раз влияние США распространяется почти на всю планету, именно Штаты и Великобритания, принявшая те же антикоррупционные законы, борются с преступностью в мировой экономике.
Второй комментарий касается вывода, что суверенитет США наталкивается только на суверенитет Китая. Для него нет больше никаких преград, будь то Франция или ЕС (ведь мы не можем договориться об общем прокуроре, боясь нарушить полномочия наций!). В итоге, мы радуемся сохранению в еврозоне одного из ее 19 членов ценой тяжких усилий всех остальных.
На мировой экономической карте есть США и Китай. Европа же теряет позиции из-за собственной раздробленности и притеснения Минюста США и SEC, по-прежнему не имеющих достойного противовеса.С одной стороны существуют США и весь остальной мир, с другой - Китай и БРИКС, которые стремятся выбить для себя автономию. США являют собой практически единственное образование, которое протягивает нам руку дружбы, хотя при этом является хищником.
Подъем Европы теперь вряд ли возможен в силу неизбежности катастрофического Ниццианского договора, который связывает нам руки.
Мы можем завязнуть во всем этом еще хуже и стать подданными тех, кто обладает властью и суверенитетом, надеясь, что они проявят справедливость и умеренность.