Несмотря на сарказм российской оппозиции и ряда западных экспертов "Чтобы мировые IT-гранды прогнулись под Россию? Не смешите!", 80% ведущих транснациональных компаний, среди которых производители гаджетов, технологий, оборудования и владельцы крупнейших сервисов, готовы к полной локализации в России.
Таким образом мировые IT-гиганты решили соблюдать требования закона о локализации персональных данных россиян - которые должны храниться на серверах в России с 1 сентября 2015 года. Об этом, в частности, заявил Роскомнадзора - ссылающийся на июльский опрос среди представителей 40 российских и иностранных компаний. Такое исследование было проведено, как заявили СМИ, в рамках встречи Роскомнадзора с Британской торговой палатой и Российской ассоциацией электронных коммуникаций.
"На вопрос, готовы ли компании соблюдать требования Закона N 242-ФЗ с 1 сентября 2015 года, 54% опрошенных представителей ответили утвердительно. Еще 27% заявили о возможной неполной готовности компании к указанной дате, 19% заявили, что вовсе не готовы. Таким образом, большая часть представителей компаний подтверждает готовность исполнения требований обсуждаемого закона (81%)",- сообщает пресса.
"Среди основных трудностей, с которыми пришлось столкнуться при рассмотрении вопроса исполнения требований Закона N 242-ФЗ, 35% назвали финансовый аспект, 24% - недостаточность технических мощностей. Большая часть опрошенных указали, что не столкнулись с трудностями",- добавили журналисты.
Напомним, что закон дает Роскомнадзору полномочия по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных - по сути, РКН может блокировать работу любых систем и сервисов, интернет-ресурсов, которые не локализуют данные россиян.
"В ряде случаев обновленный закон разрешает обработку персональных данных россиян на территории других государств: в целях исполнения правосудия, исполнения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, для достижения целей, предусмотренных международным договором. Закон не будет распространяться на выдачу виз, продажу авиабилетов, деятельность СМИ и судов",- рассказал ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров.
Также законом разрешена трансграничная передача данных россиян - если храниться они будут в России, то возможно временное хранение дубликата данных за рубежом (на срок, необходимый для выполнения действий, для которых они передавались за границу).
Простой пример - если гражданин едет отдыхать в заграничный отель или лечиться в иностранную клинику, данные могут передаваться на их сервера, но обязательно удаляться после окончания отдыха или лечения.
"Многие участники отрасли сетовали на сжатые сроки для переноса данных и отсутствие подзаконных актов, которые регламентировали бы процесс. Представители интернет-отрасли также высказывали мнение, что имеющейся в России емкости дата-центров может не хватить для всех желающих разместить данные",- делится пресса. Однако, руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров в начале лета опроверг это утверждение.
"Это не соответствует действительности. В нашей стране построено огромное количество дата-центров. Места в российских дата-центрах хватит точно", - сказал он.
Пресса также рассказывает, что до конца 2015 года Роскомнадзор проверит 317 компаний на выполнение требований нового закона - это всего 0,012% всех компаний, работающих с персональными данными в России.
"Среди крупных компаний, которые подвергнутся проверке, операторы "Скартел" (принадлежит "Мегафону" (MOEX: MFON), работает под брендом Yota), "Лукойл-Информ", петербургское отделение государственного ПАО "Ростелеком" (MOEX: RTKM), российское представительство General Motors. При этом возможны и внеплановые проверки",- пишут СМИ.
Отметим, что уже приступили к переносу данных такие "гранды", как Samsung, Lenovo, Aliexpress, Ebay, PayPal, Uber, Booking.com. Google, Facebook и Apple пока не приступили к локализации персональных данных россиян - но в том же Google "думают, как будут соблюдать закон" и готовятся ко встрече с РКН. Также 25 августа в Россию приедет команда Facebook.
"Российские интернет-компании "Рамблер", LiveJournal, "ВКонтакте" и "Яндекс" уже заверили Роскомнадзор в том, что выполняют новый закон",- заключают журналисты.