Прошедшие выборы для отечественных так называемых «либералов» закончились довольно печально, хотя и предсказуемо. Но впереди, всего через год, выборы, куда как более важные для них - в Государственную думу. Вот уж куда действительно господа оппозиционеры желали бы наточить лыжи! И решили начать с «главного» - изменить правила игры - сам Закон о выборах. При этом главной идеей в законопроекте, подготовленном Комитетом гражданских инициатив, который возглавляют экс-министр финансов Алексей Кудрин и депутат Госдумы Дмитрий Гудков, является переход на германскую, то есть «смешанно-связанную» схему формирования парламента.
Конечно, совершенствование избирательной системы - вопрос, хотя и интересный, но, по большей части, все-таки дискуссионный, считает председатель правления фонда Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. И инициатив на эту тему может быть множество - от разных экспертов. Но главное в предлагаемой КГИ дискуссии, считает Костин, это вопрос: для чего затеяна эта реконструкция действующего уже Закона?
Действительно направлена ли она на повышение качества политического представительства российских граждан в институтах власти или преследует личные корыстные цели оппозиции и, собственно, в чем эти корыстные цели заключаются: в информационном шуме вокруг бесперспективного законопроекта, вот де, у нас есть передовой прогрессивный закон, не чета действующему, либо, что маловероятно, в попытке всерьез повлиять на правила игры?
Отечественным либералам всегда было присуще выступать за то, чтобы в предвыборный год никакие нововведения в действующее избирательное законодательство не вносились. И даже более того: стоило партии власти выступить с какой-либо инициативой по этой теме, оппозиционеры моментально взрывались обвинительными речами: мол, любые изминения только ей на руку, отмечает Костин.
Что же происхошло сейчас? Что заставило авторов проекта, который носит откровенно коньюктурный характер, поступится привычными принципами? Почему свои инициативы они решили внести не после выборов, не заранее - весной 2015 года, а как раз менее чем за год до предстоящих выборов в Государственную думу, словно подготавливая благоприятные условия для себя?
Ответ на этот вопрос, считает Константин Костин, лежит на поверхности. Получается, что изменять избирательное законодательство в пользу партии власти недопустимо, а в интересах либералов - вполне оправдано и просто необходимо.
Кроме того, такая несвоевременная инициатива имеет откровенный привкус PR-акции: на фоне громкого провала оппозиции в Костроме, складывается впечатление, что несистемщики решили еще раз напомнить о себе, а заодно еще немного расшатать принципы стабильности избирательной системы в столь близкий к выборам год, считает Константин Костин.
Кроме того, подчеркивает глава ФоРГО, обращает на себя внимание, что предложения КГИ - это разрыв либеральной содержательной матрицы. Т.к. предложенный подход является антиинституциональным. А либеральная идеология традиционно возводит институты власти и гражданского общества в ранг наивысшей ценности. Считается, что они должны работать независимо от личностей, представляющих власть. Нормальная работа институтов в действительности обеспечивает надлежащее качество демократического развития и функционирования государства.
Благодаря этим «инициативам», уверен Константин Костин, все работа по совершенствованию избирательного законодательства, которую проводили последние три года, просто перечеркивается.
Предстоящие выборы в Госдуму будут проходить по смешанной системе: 225 мандатов - будут распределены по партийным спискам, а другие 225 - разыграны в одномандатных округах. Сегодня в стране фактически действует система квалификации партий. Проще говоря, если партия получила представительство в региональном парламенте, она имеет возможность выдвигать свои списки кандидатов на выборах в Государственную думу без сбора подписей.
То же самое касается партий, которые получили мандаты на муниципальных выборах, у них появляется возможность выдвигаться без сбора подписей в региональный парламент. В настоящее время 14 партий из 74 зарегистрированных смогут заявить о себе на выборах в Госдуму в 2016 году без сбора подписей, благодаря успешному участию в региональных кампаниях.
Сегодня, напоминает Костин, есть два подхода к выстраиванию партийной системы. Можно пройти сложную процедуру регистрации партий и получить прямой доступ к электоральным процедурам. А можно пройти простую регистрацию, собрав всего 500 сторонников, и пройти систему квалификации к выборам: собрать подписи, поучаствовать в муниципальных и региональных выборах, преодолеть 5% порог проходного барьера и так далее.
Так вот, КГИ предлагает отменить именно «квалификационные» требования: снизить порог прохождения в ГД до 3% (наверно, по опыту неудачных кампаний либеральных партий, когда планка в 3 процента становилась потолком, иногда тоже недосягаемым), всем партиям разрешить выдвигать списки без сбора подписей, а самовыдвиженцам с минимальным числом или с минимальным залогом, при этом сдаваемые в избирком подписи могут содержать пятую часть фактически недействительных.
А уж желание КГИ отменить криминальный фильтр, который защищал избирателя от априорного избрания лиц имеющих уголовную историю, прямо указывает на главных «выгодополучателей» всей этой возни с изменением законодательства: Ходорковский и Навальный. Видимо, ошибки 90-х , когда, благодаря отсутствию этого криминального фильтра, в Госдуму прорвались криминальные авторитеты, ничему не научили оппозицию.
Если пойти по пути, который предагают выбрать инициаторы от КГИ, то можно столкнуться с двумя угрозами. Первое - это риск, что избиратели будут демотивированы. Второе - это рассеивание голосов и искажение реально существующей структуры политических предпочтений. Ведь в Госдуму партии-спойлеры не пройдут, но по долям процента на всех соберут 5-7%, а это голоса миллионов избирателей, которые просто потом будут перераспределены между теми, кто преодолел проходной барьер.
Обращает на себя внимание и еще одна деталь, пишет Константин Костин: с одной стороны количество желающих голосовать за либеральные партии все время сокращается, а с другой, что их инициатива направлена на повышение представительства либеральных партий в парламенте.
Тем самым, либералы надеются, используя многомандатные округа, получить внушительное представительство в парламенте, имея минимум сторонников. Участие в выборах по многомандатной системе позволит явному фавориту, набравшему 70-80% голосов провести в Госдуму еще одного-двух сторонников, которые находились в течение избирательной кампании в тени и заняли 2 или 3 место с 10-15% голосов.
По сути дела, речь идет о технологии электоральных «паровозов», когда за счет одной раскрученной медийной личности партия проводит еще одного или двух кандидатов. Кстати сказать, либералы активно критикуют партию власти за использование технологии «паровозов» в процессе выдвижения партийных списков, но, судя по всему, не прочь использовать её в своих интересах, отмечает глава ФоРГО.
Никто не оспаривает тот факт, что граждане, желающие голосовать за либеральную, демократическую партию должны быть представлены в российском парламенте, тем более, что среди партий имеющих «федеральную лицензию» есть пять, которые разные группы либералов традиционно считают своими - «Яблоко», ПАРНАС, «Гражданская сила», «Гражданская платформа» и «Правое дело». Однако завышать чьи бы то ни было шансы искусственным образом и создавать преференции, а следом и политические дисбалансы крайне опасно для устойчивости политической системы в целом. Добиваться поддержки избирателей нужно честным путем, на выборах,пишет в заключение Константин Костин.