Михаил Борисович Ходорковский в очередной раз популярно объяснил всем свою кадровую политику. Это объяснение стало его ответом всем «критикам», которые по мнению бывшего олигарха слишком уж чистоплотны и не понимают, как может Ходорковский сотрудничать с людьми, которые либо «не совсем либералы» и за Крым в составе России, типа Марии Бароновой, либо вообще оппозицию критикуют, как Юлия Юзик.
По словам опального олигарха, это широкое сотрудничество с такими «не совсем лояльными людьми» нужно потому, что «выбор оппозиции в условиях авторитарного режима прост: бесплодное ворчание на диване; радикальный террор силами идеалистов-фанатиков или умение на время переходного периода забыть о разногласиях ради честных выборов, регулярной сменяемости власти, независимых судов, влиятельного гражданского общества. В общем всего того, что мы считаем неотъемлемой частью современного правового государства (страны). Я свой выбор сделал».
В общем-то, все это стандартные слова про авторитаризм, демократические изменения и прочую «революцию, которая неизбежна». Казалось бы, ничего интересного. Если бы не реакция тех самых «принципиальных оппозиционеров» на слова МБХ. Дело в том, что Ходорковский в своем монологе помянул еще и большевиков.
Он, в частности, написал: «вопрос, на который они не способны дать ответ: где в нашей стране найти такое количество идеальных людей, чтобы вместе с ними сменить режим и управлять страной демократическими методами? Мы, конечно, все знаем про работающий способ партии «пламенных революционеров» (правда, часть из них сотрудничала с охранкой, другая грабила банки под наркотой, а третья вообще брала деньги у военного противника своей Родины) - ложь и террор».
И тут с ним решил поспорить Илья Яшин. При этом более всего молодого протестного политика возмутили слова как раз про «пламенных революционеров». Яшин, уже у себя в блоге написал следующее: «выпады против людей, которые не хотят иметь дело с некоторыми вашими сотрудниками, просто оскорбительны. Фразы вроде «грабят банки под наркотой», «берут деньги у врагов России» просто за гранью».
В общем, Илья, не побоимся этого слова применительно к вечно молодою политику, Валерьевич воспринял слова про большевиков на свой счет и на счет, видимо, ПАРНАСа. Почему-то в этом месте вспоминается поговорка про «на воре, и шапка горит». Впрочем, даже эта реакция не столь показательная, как то, что дальше произошло в комментариях. Если говорить максимально обобщённо, то Илье Валерьевичу с одной стороны показали, что он не просто неправ, а не дорос до адекватной полемики с МБХ.
Но пришли и сторонники Яшина. И стали объяснять Ходорковскому, что они тут самая правильная оппозиция, их тут много, они все принципиальные, а вот все те, с кем работает экс-олигарх - это «нехорошие люди», которые чуть ли не агенты Путина.
Помянули там и Навального, отметив, например, что «при всем уважении к Ходорковскому, мне кажется он занимается херней. От того же Навального больше толку». Ну, и прочих Шендеровичей и разного рода «пламенных борцов». Всё это было похоже, на «Михаил Борисович, не майтесь дурью, дайте денег нам, а не вот этим вот, с сомнительной репутацией».
Вообще, наблюдать за тем, как уже несколько лет наша несистемная оппозиция пытается «доить» Ходорковского, а тот мужественно сопротивляется - зрелище эстетическое само по себе. Безотносительно политики. Тут ведь политика действительно выступает только в качестве ширмы. Все упирается в деньги.
И сами «пламенные борцы», и Ходорковский это понимают. Но публично и прямо говорить именно о деньгах и том, кому их нужно выдавать на «борьбу с режимом» как-то неудобно. Люди не поймут.
Поэтому начинаются хитрые «многоходовые комбинации». Когда МБХ вспоминает про «большевиков», а в ответ ему рассказывают о том, как им тут всё больше разочаровываются, и какой он «нечистоплотный». Хотя у него есть все шансы исправиться, если «даст денег туда, куда надо».
В целом же, через такие диалоги можно пронаблюдать и почему у этой оппозиции нет в России никаких шансов, и какие подлинные мотивы движут этими людьми. А они просты - пробраться поближе к финансовой кормушке. А у олигарха она, или в Кремле - не столь уж важно. Главное тут деньги, за которые несистемные либералы готовы продать и свою репутацию. Товар, правда, сомнительный. Потому, видимо, Ходорковский и не покупает.