После случившегося на Английской набережной курортной-богемной Ниццы многие задаются вопросами - возможно ли было предотвратить теракт в Ницце, в чем "провинилась" полиция Франции и могут ли России грозить аналогичные атаки. Politonline.ru побеседовал с действующим сотрудников спецслужб, сотрудником одной из групп антитеррора, попросившим называть его А.Н.
Ранее, напомним, генерал-майор ФСБ, генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Михайлов рассказал «Известиям» о главной проблеме теракта во Франции - отсутствие у террориста "взрывчатки и оружия, за оборотом которых можно проследить".
"Есть транспортное средство. И что теперь? Машины запрещать? Да, было скопление людей. Но за всеми скоплениями - что, уследишь? В часы пик на улицах людей разве меньше? Или машин нет? Или все машины досматривать? И что искать?",- рассуждает эксперт. "Средством атаки может быть всё что угодно: грузовик, поливалка, автобус, кран, эвакуатор, такси, нож, топор, я не знаю, мачете",- разумно рассуждает он.
"Против таких террористов старые испытанные методы противодействия бессмысленны, особенно если речь идет об акте индивидуального террора. Человек насмотрелся радикальных сайтов, наслушался экстремистских проповедей, пошел убивать",- делится экс-сотрудник спецслужбы. "Как его вычислишь с помощью, скажем, прослушки телефона? У него вообще нет сообщников. Вопрос в другом - в отсутствии должного контрразведывательного режима в стране. Сегодня терроризм опасен не взрывчаткой и оружием, а мышлением!",- заключает он.
"Идеальная (для террористов) картина бойни на Английской набережной выглядела бы так: грузовик таранит толпу, после этого в кузове взрывается от полутора до трёх тонн чего-нибудь фугасного. Или, простите мой цинизм, на оттуда худой конец выпрыгивает дюжина чертенят и открывает огонь по всему, что движется",- добавляет военный эксперт Андрей Сарвень.
"Но, как мы видим, атака ограничилась лишь первой фазой. Почему? Потому что у террористов не было возможности стянуть на территории Франции в одно место столько взрывчатки или столько вооружённых бойцов. Уровень противодействия джихадистам со стороны спецслужб, конечно, нельзя назвать высоким, но он, скажем так, ощутим",- добавил он.
"Противостоять подобной атаке, разумеется, можно: например, перехватив грузовик на подъезде. А если это не удалось - раскатав на подъездных улицах «ежи» - ленты с иглами. Но для этого надо было заранее знать, где именно террористы нанесут удар - и, самое главное, какую тактическую схему применят. Полиция была готовы к попытке подрыва или массового расстрела - но никак не к прорыву на тяжёлой технике",- добавил он.
"Я не обвиняю, но не понимаю несколько вещей. Во-первых, разные СМИ сообщают, что террорист уже привлекался к ответственности, а в свете введенного во Франции ЧП он должен был быть "взят на карандаш". Но его не мониторили, не следили за ним, он спокойно арендовал грузовик, ездил на нем и даже "отмазался" от полиции - дескать, везу мороженное у набережной Ниццы (тут я не очень верю - это ж каким полицейским надо быть, чтобы поверить)",- заявил источник Politonline.ru в российской группе антитеррора.
"Также непонятно, почему при действующем режиме ЧП в Ницце не было организовано нормального перекрытия места массовой акции. Не надо "ежей", не нужны шипы - поставь ты бетонные блоки-отбойники, поставь машины, желательно грузовые, можно и сервисные, чтобы люди не волновались - вот тебе и "баррикада", которую сложно проехать. Вместо этого ребята с автоматами ходят четверками по городу, а на набережной только полиция с короткоствольным оружием и рациями",- добавил он.
"Чем такое можно предотвратить? Действительно, агентурой. Человек не просто ехал, а потом решил - да я ж за [запрещенный в России] ИГ, "Аллаху Акбар" и пошел давить. Он покупал оружие, гранаты, муляжи - это "маячки" для спецслужб в режиме ЧП. Он даже если никому и не говорил, но вел себя странно. В данном случае это - вопрос агентуры, которая должна следить, "пасти", отмечать необычные действия",- рассказывает эксперт.
"Кстати, ранее во Франции был похожий теракт, но его замолчали - тогда смертник выехал на остановку, раздавил людей, покалечил, его убили. Видимо, это была тренировка. Писало об этом крайне мало СМИ",- поделился он,- "Мы также знаем, что аналогичным образом атаковали палестинцы, так что этот метод - не сенсация".
"Возможно ли такое в России? И да, и нет. Возможно - потому, что в голову к каждому водителю не залезешь. И пассажиру метро с ножом - тоже. Единственный вариант, как бы это грустно не звучало - агентурная работа. И как бы пафосно не звучало - сознательность. Увидела семья, друзья, соседи, что человек стал вести себя по-другому, он начал позитивно отзываться о радикальном исламе, всевозможная символика появилась - все понимают о чем я - и сообщили И получили вознаграждание. Может, человек и не пойдет в ИГИЛ, но по крайней мере окажется "на карандаше",- добавил он.
"Что же касается самого теракта, то в России учтут, конечно, трагический опыт. Но у нас и так на массовых мероприятиях "загораживают" въезды-выезды коммунальной техникой, стоит оцепление из полицейских машин, идет выборочная или сплошная проверка, эвакуация транспорта",- заключил эксперт.