Нынешние выборы в Государственную Думу, внезапно, овеяны ореолом «семейных ценностей». В том смысле, что очень много семейных пар, отцов и детей, и прочих близких родственников выдвигаются по спискам от самых разных партий. Об этом написал, проведя расследование, портал Life.
Традицию эту, в свое время начали Гудковы отец и сын. К слову сказать, в рамках этой кампании в российский парламент баллотируется только Гудков-сын. Геннадий Гудков решил в нынешних выборах не участвовать. Дмитрий Гудков идет на выборы от «Яблока». Учитывая предыдущую политическую биографию «благородного семейства», вероятность попадания кого-то из Гудковых в ГД РФ весьма сомнительна.
Однако, семьями стало теперь идти в парламент модно. Например, так баллотируются Олег Митволь и его супруга Людмила, от своей партии «Зеленых». Оба в партийных списках. Митволь, кстати, по поводу такого «семейного подряда» заявил следующее: «я считаю, что нашей стране сейчас важны семейные ценности. Мы говорим о запрете пропаганды нетрадиционных ценностей, а про традиционные почему-то вообще ничего не говорим». Нет, кто был бы против? Просто, есть мнение, что вот такие «ценности» избиратель может посчитать в некоторой степени «клановостью политики». Впрочем, законодательно такое семейное выдвижение не запрещено, и насколько это легитимно - решать непосредственно избирателям в рамках голосования.
В ЛДПР тоже есть свои «семейные политики». Это, например, Ольга и Илья Дроздовы, которые идут по 65-му и 66-му округам в Ставропольском крае. Илья Дроздов при этом уже имеет опыт работы федеральным парламентарием в Государственной Думе шестого созыва. Его супруга работала в региональной политической сфере. Так, она баллотировалась на пост губернатора Ставрополья в 2014 году, однако проиграла.
Еще один семейный подряд у ЛДПР нарисовался в Ростовской области. Это Сергей и Елена Ивановы. Муж возглавляет территориальную группу, жена - занимает третью строчку в списке.
Несистемная оппозиция тоже имеет свои «семейные виды на политику», правда не сказать, чтобы удачные. Например, в «Парнасе» из семейства Доможировых, в федеральные предвыборные списки удалось попасть только мужу, Евгению. За жену, Ольгу, на прймериз «Парнаса» проголосовало всего 58 человек.
Что касается дуэтов, состоящих из старшего и младшего поколений, то здесь снова выступила «Справедливая Россия», правда, по понятным причинам, уже не с семейством Гудковых. На этот раз в ГД РФ идут по одномандатным округам Олег и Алексей Михеевы. Отец и сын, соответственно.
Кстати, семейство Михеевых, чем-то похоже на семейство Гудковых. Так, Михеев-старший уже терял статус депутатской неприкосновенности. В отношении его шло расследование по подозрению в «покушении на мошенничество», «мошенничество» и «воспрепятствование правосудию». Михеев-сын имеет опыт парламентской работы, он был депутатом Волгоградской областной думы, выиграв кампанию в 2014 году.
От СР идут и двоюродные братья. Например, Антон и Валерий Беляковы. Антон Беляков при этом уже заседал в Совете Федерации. Теперь же идет на выборы в нижнюю палату парламента.
В КПРФ тоже есть политики-родственники. Братья Бессоновы, Евгений и Владимир, которые идут по Ростовской области. Оба также имеют опыт регионального парламентаризма.
Особый интерес вызывают в этом плане братья Олег и Юрий Каньковы. Которые баллотируются по одному и тому же, Иркутскому округу, от «Единой России» и «Гражданской платформы» соответственно. То есть, выступят в качестве прямых конкурентов друг для друга.
Отношение к такой семейственности может быть самым разным. Кто-то увидит в этом «семейную круговую поруку» и «клановость», заморозку политических лифтов и ограничение политической мобильности семейными рамками. Есть, однако, и более позитивное мнение.
Так, политолог Глеб Кузнецов отмечает: «это жизнь. Мы видим эту кастовость, видим, что политика превратилась в профессию, в которой принят семейный подряд не меньше, чем в медицине или в любом другом деле. И в Англии, и в США - целые кланы, мужья, жёны, дети, родители и так далее - спокойно занимаются политикой. Это встречает определённую критику в обществе, но побороть это не удаётся».
С другой стороны, следует ли в России копировать эти, откровенно спорные, особенности западной демократии - вопрос серьёзный. Впрочем, думается, что здесь решающее мнение будет именно за избирателями. Которые будут выбирать не только отдельных представителей законодательной власти, но, так получилось, что и определенные политические тренды, которые могут стать негласными правилами российской политики.