Эксперты и спецслужбы спорят о теракте на борту Ту-154

Мог ли на борту Ту-154 произойти теракт, в результате которого самолет моментально пропал с радаров на второй минуте после удачного взлета? Почему ФСБ проводит тщательную отработку и этой версии и, если она к несчастью не верна - где могли заложить бомбу в надежный советский лайнер? Эти вопросы сейчас обсуждают журналисты, эксперты и представители спецслужб.

"Это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, это буквально несколько десятков минут, пропадает с экранов радара", - заявил в интервью «Коммерсант» летчик-инструктор, майор ВКС Андрей Красноперов. "Так же было с трагедией в Шарм-эш-Шейхе. Самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен. Хотя Ту-154 был далеко не новым самолетом, он очень надежен. В нем есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы вступает другая",- рассказал он.

ОБНОВЛЕНО: Появилось видео гибели Ту-154 и запись из кабины "падаем!"

"То, что самолет не подавал никаких сигналов бедствия, по словам Красноперова, говорит о том, что он моментально потерял скорость и просто упал в штопорное, неуправляемое положение. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии",- делится пилот.

"Тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается",- считает он.

ДОБАВЛЕНО: Опубликован разбор всех версий крушения Ту-154 в Сочи

"Не хочется об этом не то что думать, но и говорить. Однако, есть все основания предполагать, что на борту Ту-154 произошел взрыв",- цитирует Life авиационного эксперта Сергея Крутоусова.

"В подтверждении этой версии свидетельствует большой радиус разброса обломков самолета - более 1,5 км, а также внезапность случившегося. Пилоты даже не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта. Так же было в случае подрыва самолета А-321 "Когалымавиа" с российскими туристами над Синаем осенью 2015 года",- добавил он.

"Я боюсь, что надо искать корень зла где-то после посадки, когда самолет сел на дозаправку. Вероятностей очень много, я не хочу фантазировать, но подложить какую-то магнитную бомбу или мину к самолету в какой-то отсек в Адлере, я думаю, вероятность этого остается",- делится с "КП" бывший КВС и специалист по безопасности полетов Александр Романов.

"Во-первых, мы выражаем глубокие соболезнования родным и близким погибших. Если говорить непосредственно о трагедии, то меня смущает цепочка событий - убийство посла, гибель самолета. Такое ощущение, что всё это - месть за Алеппо. До сих пор непонятно, это было внешнее воздействие на самолет или что-то произошло внутри", - заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

"Отработка версии теракта ведется. При этом он уточнил, что речь идет о стандартной проверке, которая проводится в подобных случаях",- пишет РБК.

Издание добавляет, что "в Центре общественных связей ФСБ России РБК не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о возможном теракте, ставшем причиной крушения самолета над Черным морем и привели слова ЦОС ФСБ "У нас пока нет такой информации. Это дело Министерства обороны. Если будет информация, она будет опубликована".

"Пользователи обсуждают видео со вспышкой в небе перед крушением Ту-154. Её зафиксировали камеры видеонаблюдения, установленные на берегу",- сообщают СМИ. При этом эксперты отмечают, что эта "вспышка" могла быть "светом прожекторов Ту-154, который повернулся на камеру, падая" - ведь лайнеры взлетают и садятся со включенным мощным бортовым освещением.

В свою очередь, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров ранее в воскресенье сообщил, что версия теракта на борту Ту-154 «полностью исключена». Причиной катастрофы, по его словам, может быть техническая неисправность или ошибка пилотирования.

"Давайте посмотрим серьезно. В "Чкаловском" пронести бомбу на борт практически невозможно, если люди проходили досмотр. Точно так же там проверяются все сотрудники, отслеживается и снимается все происходящее. Это военный аэродром и там все очень жестко - включая работу особистов, САБ, что бы не говорили эксперты "там все свои, это расхолаживает. Пусть они сами через "Чкаловский" слетают для начала",- считает эксперт САБ, экс-сотрудник ФСБ России Анатолий О.

"Теоретически, если допустить версию теракта, я бы подумал про аэропорт Адлер. Там к лайнеру имеют доступ заправщики, те, кто доливает воду, доносит питание, аэродромные службы, транспортные. Возможно, там была дозагрузка багажа также. Увы, в Египте тоже перепроверенный человек заложил бомбу в багаж пассажирского лайнера. Но очень удивительно, что катастрофа произошла сразу после взлета, после отрыва от ВПП и пролета 1-2 минут. Это, скорее, похоже на катастрофический сбой или ошибку - потому, что по трагическому опыту взрывы происходят уже на большой высоте или эшелоне",- добавил он.

Его слова подтверждают официальные лица Минобороны России. "Самолет вылетел с аэродрома "Чкаловский", который представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения. Проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, не представляется возможным. В свою очередь аэропорт в Сочи является аэропортом двойного назначения и охраняется в усиленном режиме. Проникновение посторонних лиц, либо пронос кем-либо из сотрудников несанкционированных предметов исключен",- отмечают они.

Напомним, что после взлета самолет Ту-154, который совершал плановый перелет с аэродрома Адлера, пропал с радаров. Позже обломки лайнера обнаружили в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи. Фрагменты находились на глубине 50-70 метров.

На борту находились 91 человек, включая членов экипажа. Среди них были музыканты ансамбля песни и пляски имени Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе Хмеймим, и девять российских журналистов, сотрудников "Первого канала" (Дмитрий Рунков, Вадим Денисов и Александр Сойдов), "Звезды" (Павел Обухов, Александр Суранов, и Валерий Ржевский) и НТВ (Михаил Лужецкий, Олег Пестов и Евгений Толстов).

В списке пассажиров, опубликованном Минобороны России, также Елизавета Глинка (Доктор Лиза), и художественный руководитель ансамбля им. Александрова, главный военный дирижер России Валерий Халилов.

"При возникновении тряски, постороннего звука, вспышки, кто-то бы из членов экипажа или корреспондентов какую-то информацию бы выдали. У каждого есть телефон, даже если было бы 15-20 секунд, этого бы хватило. Но судя по тому, что никто не смог каким-то образом сообщить об их состоянии, положении на борту, о состоянии техники, это говорит о том, что был характер мгновенного разрушения воздушного судна. А это может быть только по причине какого-то вмешательства, или внешнего, или внутреннего, но об этом можно говорить после анализов комиссии, которая будет заниматься расследованием, комиссия Министерства обороны, Министерства транспорта",- заявил Pravda.ru Герой России, летчик Анатолий Кнышов.

"По материалам, которые они обнаружат, это параметрические записывающие устройства параметров полета: высота полета, скорость полета, параметры систем двигателя, систем самолета - могут каким-то образом нарисовать ту картину, которая действительно происходила с момента взлета до момента, когда произошли эти трагические события",- пояснил эксперт.

Пилот также добавил, что "Ту-154 - это вполне надежный самолет, безопасный самолет, который эксплуатируется уже несколько десятков лет. В Министерстве обороны новые самолеты эксплуатируются максимум 10-15 лет, которые проходят все регламенты технического обслуживания, соответствуют всем требованиям летной годности воздушного судна".

"Это не теракт тоже с вероятностью близкой к единице. Все "черные ящики" - параметрические самописцы уже лоцированы, их будут поднимать специалисты с батискафами. Все обломки и тела, естественно, тоже будут подняты - 70 метров сейчас уже доступная глубина", - уже сообщил источник в комиссии, занимающейся расследованием катастрофы.

"Говоря о технических проблемах, если что-то произошло, какая-то накладка, например, в механизации: один закрыло убрался, другой не подработал, и тут могло его перевернуть. Командир мог рано выполнять разворот в облаках и потерял пространственное положение, могло это произойти. А все остальное, экипаж бы сообщил",- также поделился с Pravda.ru заслуженный пилот России, бывший лётный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник.

"В момент крушения - рано утром в воскресенье - никто из местных жителей не слышал взрыва и не видел вспышки",- пишет "Коммерсант".

"Версия технической неисправности пока вышла на первый план и является приоритетной. Неисправность самолета в данный момент рассматривается в качестве основной причины падения лайнера. По предварительным данным, при наборе высоты могла возникнуть техническая неисправность критического характера, которая привела к катастрофе",-рассказал "Интерфаксу" источник в экстренных службах.

"Большой разлет обломков разбившегося под Сочи Ту-154 объясняется гидроударом", также сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах. "По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков", - сказал он.

Также "Дождь" публикует слова очевидцы, видевшего момент падения лайнера. Как сообщила местная жительница Ирина Авдеенко, которая "в момент крушения она гуляла с молодым человеком по пляжу", они "стояли слушали шум моря, потом слышали, что взлетает самолет".

"Моторы работали нормально. Я краем глаза увидела - самолеты же с огнями летают - прямо над морем яркую вспышку, точнее, не вспышку, а свет от фар самолетных и потом уже брызги. Причем очень большие",- поделилась она. "В этот момент уже не было шума мотора. То есть моторы уже не работали. Они как-то в один прекрасный момент раз и заглохли. Жужжали, жужжали и раз - и заглохли, и брызги",- добавила очевидец.

"Cамолеты, направляющиеся в Латакию, вылетают в сторону моря и, почти сразу, разворачиваются. Это связано с тем, что Турция давно отказывается пропускать российские военные лайнеры над своей территорией. Но этот участок маршрута не был выполнен. "Появляется ошибка в показаниях приборов, то получается, так, в наборе высоты, по приборам скорость будет расти, а на самом деле, она будет маленькая. Естественно, летчик будет прибирать обороты, не так действовать и в развороте можно уйти в минимальную скорость. Будет перегрузка и самолет свалится", - писал заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Заболотский .

"Самолет произвел взлет. Далее все события очень скоротечны. Экипаж убирает шасси, затем закрылки. Вот у этого самолета был такой момент, когда несинхронно убираются закрылки. Самолет, естественно начинает крениться. Он падает туда в воду, потому что высота небольшая", - писал даже заслуженный пилот России Виктор Саженин.

МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ:

Опубликован разбор всех версий крушения Ту-154 в Сочи

Катастрофа Ту-154 в Сочи: Как и почему погиб лайнер Минобороны

Кто радуется гибели Ту-154: "Вычеркните меня из людей и внесите в мрази"

"Я...": Опубликована аудиозапись последних слов пилота Ту-154

Россия скорбит по Ту-154: Море цветов, свечей, слезы душат...


Автор
Редакция