Подписка, провокация, срок: Что грозит Навальному

Ленинский суд города Кирова избрал мерой пресечения Алексею Навальному и Петру Офицерову подписку о невыезде до 10-го февраля. Связано это с систематическими пропусками Навальным заседаний суда. На два предыдущих фигурант не явился.

Петр Офицеров вообще был доставлен на последнее заседание судебными приставами, поскольку «внезапно заболел», но без больничного листа. Что характерно, на больничный пыталась уйти и адвокат Навального, Светлана Давыдова.

При этом, Алексей Навальный давать подписку о невыезде отказался, мотивируя это необходимостью, «ехать в Петербург на открытие избирательного штаба». В данном процессе затягивать дело, постоянно ссылаясь на то, что «скоро выборы» - это публичная стратегия Навального. Он, стоит напомнить, рисует из себя «политического мученика».

Однако, уже в 2013 году версия о политическом характере процесса трещала по швам, особенно, после опубликования данных «прослушки», выяснилось, что оппозиционный блоггер, «всех грозился уволить, если они отказались бы Офицерову (ООО ВЛК) лес по заниженной цене продавать.

Еще зачитали, как Навальный договаривается, чтобы за 20 тыс. долларов ему левая контора провела аудит, с нужными ему выводами.

Из прослушки становится очевидно - Навальный был готов заказать Навальный не только фиктивный аудиторский отчет (чтобы нейтрализовать предыдущий аудит, отрицательный для ООО "ВЛК"), но и обеспечить победу в конкурсе на право аудита.

Однако, как тогда, так и сейчас оппозиционер говорит об исключительно политических мотивах процесса. И требует изъять эти материалы дела, как «полученные незаконным путём». Собственно, эти материалы и стали отправной точкой в решении ЕСПЧ о том, что в отношении «единого лидера российской оппозиции» были нарушены права человека. Кстати, с точки зрения пресловутой публичной политики, его отказ от подписки о невыезде также подвергся критике.

Так политолог Максим Жаров, у себя в Facebook пишет: «Навальный, публично отказывающийся исполнять назначенную судом подписку о невыезде из Кирова на время процесса по делу Кировлеса, как мне представляется, не совсем понимает, насколько роковую ошибку он тем самым совершает. Навальный пытается прикрыться от суда и его приговора своей якобы "президентской кампанией" и рассчитывает, что после вынесения приговора западные СМИ вознесут его на пьедестал как "пострадавшего от Путина". Но а) никакой президентской кампании никто в России еще не ведет, и самое главное б) западные журналисты очень законопослушны.

Так что Навальный сегодня вечером еще раз подтвердил, что он не повзрослел и по-прежнему является мелким троллем, а не ответственным политиком».

Подвергается критике Алексей и со стороны соратников по оппозиционной борьбе. Например, активист Игорь Мандаринов прямо указывает на то, что Навальный «обычный делец»:

"Никаких иллюзий по поводу личности хапуги навального давно ни у кого нет, его поддерживает "пострадавшим" лишь ГазпромЭхо и ряд товарищей, которые просто хотят в случае его "победы" быть рядом "если чё".

Таких "ротенбергов-навальных" у нас в каждом министерстве, регионе, селе, городе просто пруд пруди и каждый рвёт, что и как может, побольше, рвал и блогер.

Вот и вся тут песня. Когда увидите поклонника блогера, просто спросите два вопроса

1. Получила бы застройку всей Москвы батурина, не будь муж мэром и

2. Получил бы право быть прокладкой вор Навальный, не будь его крышей Белых?».

Что касается юридических аспектов этой подписки о невыезде и поведения Навального, то председатель московской коллегии адвокатов Андрей Геннадьевич Князвев в интервью Politonline.ru прокомментировал ситуацию так: «это на усмотрение суда, все-таки суд решает этот вопрос, изменить на более строгую меру или нет. И, например, нарушение подписки о невыезде, но на суд, если он явится четко ко времени, то суд, может и не изменить эту меру пресечения".

"Такое грубое нарушение является основанием для того, чтобы изменить меру пресечения на содержание под стражей. Но подписка о невыезде из мер пресечения самая мягкая. Но вынуждены были избрать, потому что, на сколько я знаю, с приставами он доставлялся. Его право нарушить, что тоже не впервой",- добавил он.

В свою очередь юрист и глава ЦПТ Алексей Мухин также прокомментировал поведение Алексея Навального: «юрист Навальный не может не понимать, а политик Навальный идет на сознательный конфликт с органами власти и с судебными органами власти. На самом деле, речь идет о такой криминальной черте, сформировавшейся у Навального, как неподчинение властям". "Он в своем сообществе ведет себя, как криминальный лидер, выполняя все те правила, которые установлены в криминальной среде. То есть, не сотрудничать с властями ни вод каким видом. Боюсь, что такая маргинализация Навального сыграет с ним злую шутку в конце",- отметил эксперт.

Указывает на то, что Навальный сознательно идет на конфронтацию с властями и доктор юридических наук, профессор в РАНХиГС, заведующий кафедрой государства и права Сергей Комаров. По его словам, «как юрист он все понимает и идет на это специально, а почему надо у него спрашивать».

Вообще, тут вырисовываются очень интересные варианты, как политического, так и юридического толка. Во-первых, подписка о невыезде и её несоблюдение - это не просто намёк на реальный срок Навальному, но и какое-то непонятное стремление самого Алексея Анатольевича довести суд до такого состояния, чтобы приговор был по совокупности максимально жестким.

Интересуют ли Навального лавры политического мученика - это, конечно, вопрос. Как и то, на что он готов пойти, чтобы эти лавры получить.

Вообще же, когда подсудимый систематически не является на заседания по собственному делу - это уже очень серьёзный прецедент и в данном случае подписка о невыезде - это максимально мягкая мера пресечения, на что указывают и эксперты-юристы.

И самое главное, отсылки на выборы и прочую «президентскую кампанию» здесь кажутся банальной саморекламой. Поскольку сейчас - февраль 2017, а пресловутые выборы президента в 2018. За это время «предвыборный штаб в Питере» открыть можно 10 раз.

Тем более, если верить словам Леонида Волкова о десятках тысяч волонтеров и миллионах собранных на кампанию рублей.


Автор
Редакция