Между странами НАТО может начаться война?

И без того не самые радужные отношения между Турцией и некоторыми странами Европейского союза, в конце прошлой недели обострились настолько, что дело дошло до дипломатического скандала между Анкарой и Амстердамом.

После нескольких дней скандалов, послу Нидерландов был запрещен въезд в Турцию, а все намеченные государственные встречи министерского и выше уровня с голландскими представителями отменены, о чем сообщил турецкий вице-премьер Нуман Куртулмуш,

Как мы помним, началось все с того, что голландские власти отозвали разрешение на посадку борта с главой МИД Турции, еще 9 марта голландские власти заявляют, что не будут оказывать поддержку визиту в страну главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, запланированному на 11 марта. А также не позволили другому турецкому министру о делам семьи и социальной политике Турции Фатме Бетуль Сайян Кайе войти на территорию турецкого генконсульства в Роттердаме, заявив о ее выдворении из страны, объявив «нежелательным иностранцем».

Чавушоглу немедленно объявил о намерении, несмотря ни на что, посетить Роттердам, где располагается самая большая в Нидерландах турецкая диаспора, и пригрозил политическими и экономическими санкциями, если власти этой западноевропейской страны попытаются помешать его поездке. И уже в субботу Анкара сообщила Гааге, что возвращение голландского посла, который находится за границей, нежелательно.

Голландское правительство, в свою очередь, заявило, что дальнейший поиск приемлемого решения невозможен, и оскорбительно отказало в выдаче разрешения на посадку министерского самолета. А многострадальную Фатму Бетуль Сайян Кайе выдворили из страны. В воскресенье один демонстрант ворвался в голландское консульство в Стамбуле, сорвал голландский флаг и поднял турецкий. Конечно, позднее флаг заменили, но этот инцидент еще больше разжег напряженность.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал действия властей Нидерландов "пережитком нацизма" и пригрозил ответными мерами. На слова главы Турции моментально откликнулся премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, который заявил, что слова  Эрдогана уже "за гранью". "Это безумное высказывание, конечно. Я понимаю, что они разозлись, но это уже за гранью", - сказал он.

Не промолчал, конечно, и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, который заявил, что ситуация, которую переживает Турция в отношениях с Нидерландами, не может быть объяснена никаким контекстом.

В Роттердаме турецкая община устроила двухтысячную акцию протеста у диппредставительства Турции, а голландская полиция разогнала демонстрантов достаточно жестко, применив силу и зубы полицейских собак.  Ролик, на котором голландские полицейские с собаками атакуют турецких демонстрантов, показали все турецкие телеканалы, а президент Эрдоган заявил: "Те, кто травил моих граждан собаками дорого за это заплатят".

На фоне этого разгоревшегося турецко-голландского скандала Европа почувствовала себя очень неуютно: в действиях Эрдогана европейские политики видят скрытое стремление к провокации. Европейцы оказались в скандальной ситуации: они, разумеется, не могут позволить высшим государственным чиновникам другой страны проводить многотысячные политические мероприятия на улицах своих городов. Но это обостряет международною обстановку до предела.

А ведь в Голландии надвигаются выборы и избирательная кампания. Готовясь к которым, лидер крайне правой голландской Партии свободы Герт Вилдерс, в частности, уже фактически призвал отозвать посла из Анкары и выслать турецкого посла из Гааги. И заодно посоветовал всем туркам, которые согласны с высказываниями своего президента в адрес Нидерландов, «убираться в Турцию и не возвращаться».

Однако, по сути, дело все вовсе не в Европе, а в процессах, происходящих внутри Турции, которая вот-вот должна провести голосование, которое подтвердит (или отвергнет) конституционную реформу с существенным расширением полномочий Эрдогана.

Поэтому для турецких властей на счету голос каждого турка, даже если он и живет за границей, для чего и планировалось  провести в ряде европейских стран, где проживают граждане Турции, серию митингов, заручившись  их поддержкой в преддверии референдума 16 марта.

В течение нескольких недель турецкие министры и чиновники посетили половину стран Европы, чтобы призвать турецких соотечественников проголосовать на референдуме.

В субботу министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу хотел обратиться к гражданам из турецкого генерального консульства в Роттердаме, но Нидерланды запретили выступление из-за предполагаемой угрозы нарушения общественного порядка, и отказали Чавушоглу в разрешении на посадку.

Европе  же все это очень не понравилось: только Франция позволила провести у себя в Мозеле встречу главы МИД Турции с местной турецкой общиной, на что остальные европейские партнеры уже выразили свое негативное мнение.

Хотя оппозиция и не обладает сильным весом в Турции, власти не очень уверены в своей победе. И тут, похоже, Эрдоган решил предстать перед собственным народом в образе "жертвы Европы", сыграв на чувстве национальной гордости по отношению к высокомерным европейским  "исламофобам". Именно этим, по мнению  некоторых экспертов, и можно объяснить череду устроенных Эрдоганом провокаций ("Нацизм все еще жив на Западе", "Гаага - столица фашизма") в адрес европейцев.

Вопрос теперь стоит так: переступит ли Европа через все эти события, сохранив «нормальные отношения» с Эрдоганом? Позволит ли ему угрожать Нидерландам? По мнению многих - нет, не сможет. На данный момент премьер-министр Нидерландов уже отказался извиняться перед Турцией. В ответ Эрдоган тут же оскорбил Нидерланды. Конца этой истории не видно.

Действия Эрдогана европейцы не желают оправдывать ни геополитическими трудностями, переживаемыми Турцией, ни устроенными на ее территории теракты, ни требованиями избирательной кампании, ни помощью Анкары с сирийскими беженцами. Будет ли ответ Европы Эрдогану достаточно жестоким? Вполне возможно, и именно к этому призывают европейские политики.


Автор
Редакция