Большинство белорусов положительно относятся к Владимиру Путину, свидетельствуют результаты апрельского исследования Белорусской аналитической мастерской (БАМ) известного в стране социолога Андрея Вардомацкого.
По данным социологов, примерно 65,7% белорусов признались, что положительно относятся к российскому лидеру, 20,4% относятся к главе России нейтрально и почти 11% - отрицательно. Что характерно, глава РБ Александр Лукашенко по рейтингам в разы отстает от президента России. Хотя среди граждан России популярность Лукашенко очень высока - многие граждане РФ были бы не против увидеть его своим кандидатом в президенты.
Опрос также показывает, что белорусы не очень хорошо относятся к западным лидерам и президенту Украины. К примеру, Дональда Трампа положительно воспринимают 14% белорусов, нейтрально - 48,6%, отрицательно - 28,8%. К канцлеру Германии Ангеле Меркель позитивно относятся 10,6% белорусов, нейтрально - 37,4%, отрицательно - 45,9%. Украинскому лидеру Петру Порошенко симпатизируют всего 2,4% белорусов. Отрицательно к главе Украины относятся 68,7%, нейтрально - 22,8%.
Напомним, летом 2015 года аналогичное исследование проводил НИСЭПИ (Независимый институт социально-экономических и политических исследований, зарегистрирован в Литве из-за запрета на частную социологию в Белоруссии). Тогда на первое место белорусы также поставили Владимира Путина - ему дали 60% положительных оценок и 20,3% отрицательных. На втором месте оказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - 43,7% против 23,8%, на третьем - председатель КНР Си Цзиньпин (35,4% против 24,2%), на четвертом - канцлер Германии Ангела Меркель (34,6% против 32%).
Меньше всего голосов получили американский лидер Барак Обама - 13,5% положительных оценок и 59,1% отрицательных и президент Украины Петр Порошенко - 10,1% против 67%.
Как отмечает известный белорусский эксперт Сергей Николюк, в начале 2014 года президенту доверяли 38% белорусов, не доверяли - 48%. По данным НИСЭПИ, к июню 2016 года электоральный рейтинг Александра Лукашенко опустился до 29,5%. Подействовал экономический кризис: падение доходов, рост скрытой безработицы, резко подскочившие тарифы ЖКХ и увеличение пенсионного возраста.
По его словам, "если исходить из прежних социологических исследований, то оказывается, что как раз в периоды, подобные нынешнему, - экономических кризисов, роста безработицы и т.д. - рейтинг Лукашенко опускался примерно до 23%. Я думаю, вряд ли он далеко от этой цифры и сейчас". Таким образом, российский лидер Владимир Путин более чем в два раза популярнее среди белорусов, чем их собственный президент.
Это и неудивительно, учитывая желание жителей России и Белоруссии видеть порядок в своих странах. Сегодня до 73% россиян считают допустимым применение силы со стороны представителей власти в отдельных ситуациях.
Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного фондом «Общественный вердикт» и социологами Методической лаборатории (объединение исследователей под руководством старшего научного сотрудника Института социологии РАН Дмитрия Рогозина).
Cогласно исследования, почти 42% респондентов отметили, что силовики имеют право «идти на незначительные нарушения закона для раскрытия общественно значимых преступлений». 63,4% опрошенных сочли допустимыми пытки маньяка, который похитил детей и отказывается говорить, где находятся еще живые пропавшие. 51,7% участников исследования оправдывают поведение полицейских, на глазах у которых грабитель вырвал сумку из рук пенсионера и убежал, догнав преступника, стражи правопорядка нанесли ему несколько ударов.
Напомним, в 2014 году «Общественный вердикт» совместно с Левада-центром уже проводил опрос об отношении россиян к пыткам; тогда 59% определенно высказались против пыток, а еще 22% были склонны к тому, чтобы поддержать их запрет. «Абстрактно любой человек скажет: пытки - это плохо. Это всегда будут отвлеченные и в общем-то пустые рассуждения. А подход через дилеммы позволяет показать, что такое пытки на практике, - пояснила социолог «Общественного вердикта» Асмик Новикова. - Есть статьи российского законодательства, запрещающие пытки; есть международное право. Но искоренить пытки не удается. Потому что легко рассуждать абстрактно и очень сложно принимать решения в контексте конкретных обстоятельств».