Экспериментировавший над людьми Facebook обвинил Россию

Руководство Facebook заявило, что связанные с Россией аккаунты потратили $100 тыс. на рекламные политические сообщения в сети. Причем, сообщения покупались и в предвыборный год.

По данным соцсети, сообщения часто имели и имели "разобщающий" контент о политике и обществе. Как заявил директор службы безопасности Facebook Алекс Стамос, "один из вопросов, который возник, есть ли связь между попытками России и рекламными сообщениями, которые покупаются в соцсети".

Таким образом, Facebook провел проверку аккаунтов Facebook  в рамках исследования возможного нецелевого использования соцсети. Выяснилось, что с июня 2015 года по май 2017 года 470 недостоверных аккаунтов и страниц потратили около $100 тыс. на рекламные сообщения, характеризующимися словом "divisive".

Всего было использовано 3 тыс. сообщений по широкому спектру социальных и политических вопросов - от ЛГБТ до иммигрантов и прав на оружие. При этом в большинстве сообщений не было отсылок к выборам, голосованию или одному из кандидатов.

В компании заявиди, что страницы и аккаунты были связаны между собой и, "по всей вероятности, управлялись из России". Были обнаружены платежи на $50 тыс. на 2,2 тыс. рекламных сообщений, которые потенциально имели отношение к политике и ВОЗМОЖНО связаны с Россией.

В итоге Facebook передала выявленную информацию властям США, которые расследуют возможное вмешательство России в выборы. Хотя именно в исполнении этой соцсети такое рьяное участие в процессе выглядит, мягко говоря, недостоверно. Именно  Facebook в последние года раскритиковали за методы сортировки наиболее интересных для пользователя новостей.

Как сообщает The New York Times со ссылкой на портал Gizmodo, один из бывших работников Facebook, занимавшийся подборкой новостей, которые появляются в лентах пользователей, заявил, что предпочтение отдавалось материалам либеральной направленности.

То есть фактически он признал, что консервативные точки зрения сознательно игнорировались. В итоге интернет-гигант подвергся критике как консерваторов, так и либералов.

В корпорации тогда попытались отвернуть все обвинения, но прозвучало это крайне неубедительно. Напомним, недавно американский психолог и социолог Роберт Эпштейн поделился результатами своих исследований о том, как сильно могут поисковые системы влиять на общественное мнение и принятие важнейших решений по политическим вопросам.

Ученый провел в Индии и США серию опросов и экспериментов, которые показали, что Google фактически, может «выбрать президента». Людям в фокус-группах давали измененные результаты выдачи ответов на поисковые запросы в Google. В итоге оказалось, что 80% респондентов проголосуют за того, кого им выдала поисковая система. Первые десять ссылок на первой странице и формируют политический выбор большинства.

Собственно, интерес представляет тот факт, что Google - это безусловный монополист на рынке цифрового поиска. Этой системой так или иначе пользуются 83% американцев. При этом Эпштейн проводил исследование как в межвыборный период, так и в ходе избирательной кампании, когда кандидаты активно агитировали. Влияние иной политической агитации оказалось минорно по отношению к влиянию ссылок в поисковой системе.

Другие эксперименты Facebook, направленные на влияние на взгляды аудитории, тоже были небезынтересными. По данным, опубликованным в научном журнале Nature, с 2006 по 2010 годы общая явка на выборах в США выросла с 37.2% до 37.8%. "Возможно, - отмечали социологи, - что рост активности избирателей в 0.6% с 2006 по 2010 был вызван одним простым сообщением в Facebook".

Напомним, в Бельгии суд обязал Facebook получить разрешение пользователей, прежде чем отслеживать их действия в интернете. Срок, в течение которого компания должна устранить нарушения, истекает. За каждый день опоздания ей придется выплачивать €250 тыс.

К слову, исследователи из  Делаверского университета пришли  к выводу, что социальные сети способны оказывать влияние на политические предпочтения пользователей. Оказалось, что испытуемые в большинстве случаев просто присоединялись к мнению других комментаторов, не особенно обращая внимание на то, что писал  в своих постах сам кандидат.

Данные эксперимента были опубликованы в The Journal of Experimental Political Science.  Испытуемые не принимали в счет даже ответы политика на оставляемые в его адрес комментарии, отмечают ученые.

Также наделал много шума социальный эксперимент, в ходе которого админы facebook намеренно формировали ленты людей в пессимистичных или, напротив, радостных тонах.  Затем руководство сети отслеживало, как менялся характер и настроение подопытных.

А совсем недавно, после легализации гей-браков в США, Facebook провел еще один социальный опыт, изучив, как быстро в социальной сети распространиться мода на "радужную" аватарку",  оказалось, что малейшего стимула достаточно для настройки миллионов людей по всему миру на одну "волну". Так что руководству компании есть что рассказать и о своих методах воздействия на аудиторию.


Автор
Редакция