Россияне променяли Бога на соцсети?

Социологи ВЦИОМ пришли к выводу, что уровень религиозности россиян на самом деле довольно низок - при этом россияне находятся "в плену" у соцсетей.

По данным последнего опроса,  соблюдать Великий пост намерены 11% опрошенных россиян. Что характерно, 66%  не будут ограничивать себя в еде и действиях, неприемлемых в этот период с точки зрения христианской традиции.

А во время масленичной недели есть блины планируют 88% респондентов. По сути,  россияне более склонны к гедонизму, чем к ограничениям.

Что касается времени Великого поста, то только 1% процент опрошенных сказал, что в масленичную неделю необходимо посещать церковь. При этом участвовать в великопостных богослужениях намерены 23%, что на 16% меньше числа желающих присутствовать при таком языческом по происхождению обычае, как сжигание чучела Масленицы.

Год назад,  согласно данным МВД, богослужения посетили 2,5 млн россиян, что составляет менее 2% населения страны.  При этом гораздо больший размах приобрела традиция купания на Крещение, которая скорее имеет отношение к национальным забавам, чем к духовной стороне христианских обрядов.

Аналитики отметили, что возникает вопрос о качестве христианской веры у тех 80% россиян, которых при каждом удобном случае принято относить к православным верующим.  Необходимо определиться с критериями подлинной религиозности, раз это не сфера личной жизни человека, а общественно-политическое явление.

Не исключено, что более объективным средством средством учета финансовых благ стало бы введение церковного налога. Но оно может обрушить систему финансового обеспечения Церкви, больше построенной на доверительных отношениях иерархов с власть имущими, чем на набожности прихожан.

Социологические данные наводят на сомнение в адекватности представительства Церкви в национальных интересах русского народа.  При этом  возникают сомнения в целесообразности выстраивания общественной идентичности с широким применением религиозных элементов.

Фактически, если даже самый многочисленный этнос не абсолютно равнозначен доминирующей религиозной традиции, то и нынешнее обозначение "духовно-нравственных скреп" социума может не отражать действительность.

А насильственное наращивание в воспитании религиозного компонента вовсе не приводит к повышению морали среди россиян, особенно молодых. Многие эксперты отмечают, что  цинизм молодого поколения растет на фоне повышения роли Церкви.

Тем не менее, россияне и жители Восточной Европы придают большое значение религии и отводят ей существенную политическую роль в жизни общества. По данным исследований, в последние годы число православных христиан в регионе выросло, а католиков - уменьшилось.

Как пишет немецкая газета Die Welt, практически все православные народы хотят видеть сильную Россию в качестве противовеса западному влиянию. Это показали результаты исследования американского института Pew, проведённого в 18 странах, где были опрошены 25 тыс. человек. По данным исследования, в первую очередь белорусы, сербы, армяне, болгары и греки ждут от России возможности противостоять Западу.

Издание напоминает, что в России в 1991 году православие исповедовали 37% населения, к 2015 году эта цифра составила 71%. Лишь 15% опрошенных назвали себя нерелигиозными или атеистами. 10% отнесли себя к числу мусульман. В других странах число православных оказалось ещё выше: на Украине - 78%, в Румынии - 86%.

По данным Die Welt именно православие особенно сильно влияет на мировоззрение и политические настроения - зачастую сильнее, чем католичество. «Наш народ не идеален, но наша культура выше других» - с таким высказыванием согласились 89% греков, 69% россиян, но лишь 55% поляков и чехов.

По сути,  именно для православия более свойственна национальная гордость, традиционный образ семьи и осуждение сексуальных меньшинств. Что характерно, сходных позиций в православных странах придерживается даже нерелигиозное население, пишет немецкая газета.

Отметим, что по данным другого соцопроса, "45% опрошенных пользуются этими средствами связи почти ежедневно, причём максимальная вовлечённость наблюдается в возрастной группе от 18 до 24 лет".

"Согласно опросу, наиболее массовый охват в РФ имеет социальная сеть "ВКонтакте", которую ежедневно посещают 28% респондентов. На втором месте "Одноклассники" (18%), на третьем - "Инстаграм" (14%)",- пишут СМИ.


Автор
Редакция