Уже четыре года отделяют нас от трагических событий, приведших к государственному перевороту на Украине. Как сегодня воспринимают многие украинцы итоги «Евромайдана»?
Конечно, у памяти есть свойство блокировать самые страшные воспоминания, искажать их, подменивать реальные факты адаптированными. Поэтому, скорее всего большинство участников «майдана», как и сочувствующие им, смогли найти для себя оправдания и смириться с тем, что происходило и происходит после февраля 2014 года.
У многих блокировка работает настолько хорошо, что они продолжают твердить о великой «Революции достоинств» - так, спустя некоторое время, гордо стали называть «Евромайдан», разросшийся на американских вливаниях до гражданской войны, до выстрелов по сотрудникам милиции, до убийств политических оппонентов и прочих признаков «цветной революции».
И спустя четыре года мало кто из активистов «майдана» осознает, что их руками, фактически, была свергнута законная власть, а в результате переворота управлять страной стали проамериканские олигархические силы с оттенком откровенного национализма.
Как и всякой революции, у «майдана» должны были появиться свои герои, и обязательно - мертвые. За живых мстить не призовешь, а на крови погибших - в данном случае, расстрелянных - можно начинать взращивать новую мифологию. Что и было сделано.
Причем держится эта мифология на знании о том, кто открыл огонь на «майдане». Именно в этом для немалого числа украинцев заключается правовое обоснование действующей на Украине власти, это помогло им выбрать одну из сторону украинского конфликта.
Один из укоренившихся в создании постмайданных украинцев миф говорит о том, что команду открыть огонь по протестующим отдал экс-президент Виктор Янукович. Его правительство они обвиняют в в гибели своих соратников и именно, видимо, этим они оправдывают дальнейшие действия оппозиционеров, закончившиеся госпереворотом.
Но стоит признать, что спустя четыре года, это миф скептически воспринимают другие жители страны, которые все-таки хотели бы получить ответ на вопрос «кто стрелял и кто приказал стрелять».
Какие только версии не предлагали новые власти: от голословных утверждений о том, что стрельбу на «майдане» вели «специально привезенные в Киев «снайперы ГРУ» до «некоего российского высокопоставленного чиновника, командовавшего в Киеве расстрелом протестующих».
Потом появлялось еще немало различных версий, но однозначного ответа на вопросы пока так и не появилось: следствие по этому делу едва ли можно назвать завершенным. Да велось это следствие достаточно странно - то улики пропадали, то свидетели. И это наталкивало на мысль, что по каким-то причинам новым властям очень невыгодно довести следствие до конца.
Напомним, «Майдан» на Украине начался в ноябре 2013 года после отказа Виктора Януковича подписать договор о зоне свободной торговли со странами ЕС. Первыми на акции вышли студенты, после их разгона протесты стали более массовыми. Но апогея протест достиг в период с 18 по 20 февраля, когда от пуль снайперов в самом центре Киева погибли 104 человека. Их называют «героями небесной сотни».
Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, 21 февраля Янукович подписал с лидерами оппозиционных партий Виталием Кличко, Арсением Яценюком и Олегом Тягнибоком Соглашение об урегулировании политического кризиса.
Свидетелями и гарантами выступили министры иностранных дел Германии и Польши Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель департамента континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье.
Многое так и останется в этой истории скрытой завесой тайны. Но одно сегодня можно утверждать совершенно точно: первыми по «беркутовцам» 17-20 февраля стреляли сторонники «майдана» из здания консерватории, то есть, еще до того, как снайперы открыли огонь по протестующим.
Вспоминая те роковые дни, журналист и писатель Семен Пегов рассказывает, что на тот момент силовики действовали очень грамотно. Зачистив правительственные кварталы, оттеснили протестующих к площади Майдан. Поэтому «революционерам» пришлось сосредоточить свои силы непосредственно у сцены, с которой нервно вещали Яценюк, Кличко и прочий «евромайданский истеблишмент».
Пегов подчеркивает: «Беркут» боевого оружия на тот момент не применял, его главной силой были водометы и гранаты со слезоточивым газом. «Однако воочию я наблюдал, как «мирные протестовальники» стреляли по силовикам из охотничьих ружей и «Сайги», - пишет он. Так что, если и была 18 февраля в Киеве кровь - то это кровь «беркутовцев».
И если бы не напел кто-то в уши Януковичу страшные рассказы о «реках крови» и силе «майдана», если бы не уговорили действующего президента согласиться на перемирие до утра, «Беркут» бы справился с ситуацией, уверен Семен Пегов. На тот момент в рядах протестующих уже начиналась паника. Но случилось то, что случилось.
В декабре 2016 года в Дорогомиловском суде Москвы прозвучали показания экс-главы Службы безопасности Украины Александра Якименко, подтверждающие версию о том, что на «майдане» действовали снайперы и взрывотехники из Грузии, Прибалтики и Польши, а также инструкторы из Франции и Германии.
На эти слова бывшего главы СБУ Киеву и сегодня нечем возразить: за четыре года украинскому обществу даже намеком не сказано о том, куда ведут нити заговора и кто же возможные устроители этой бойни на «майдане».
Хотя, надо отметить, в октябре 2017 года Генпрокуратура Украины заявила о том, что досудебное расследование дела о расстреле «небесной сотни» подошло к концу. По словам генпрокурора Юрия Луценко, ведомство поддерживает обвинение бывшему президенту Украины Виктору Януковичу, экс-министру внутренних дел Виталию Захарченко и экс-главе СБУ Александру Якименко. Причастными к гибели 104 человек следователи считают и некоторых других должностных лиц в правоохранительных органах.
Сегодня даже самые закоренелые «майдановцы» начинают терзаться вопросом: за что же они тогда стояли? Что получили жители страны в результате прославляемой властями «Революции Достоинства», когда они все вместе так ладно скакали и убеждали друг друга «сейчас - или никогда»?
На одном из прошлых торжеств по случаю «Революции» нынешний президент страны Петр Порошенко показал собравшимся Библию и напомнил о Моисее, который водил евреев по пустыне 40 лет. По его словам, «Украина ходила по пустыне 25 лет, а «Революция Достоинства» и он во главе государства привели ее «туда, куда надо» к «европейскому будущему».
И как же оно выглядит, это «европейское будущее» глазами простого украинца? За четыре года «самостийности», «незалежности» и добавленной ко всему этому еще и «евроинтеграции» в качестве дополнительного «бонуса» жители страны: получили безудержный рост цен на все виды коммунальных услуг, сокращение расходов на образование и медицину, рост цен на лекарства, продукты и бытовую технику при снижении уровня заработной платы и пенсий.
Страна же все это время остается расколотой гражданской войной, конца этому противостоянию не видно, а власти упорно навязывают жителям «западенский» национализм.
Государства, каким оно должно быть в XXI веке, на Украине сегодня просто нет. Да и нужно ли оно украинским олигархам? И молчит теперь украинская интеллигенция, большая часть которой тоже работала на развал государства. Это она транслировала в массы майданную психологию, идеологию национализма, а по сути - мировоззрение гопников.
«Придут иностранные инвестиции. У каждого человека будет нормальная пенсия, на которую он будет жить, а не выживать! Мы не только введем безвизовый режим, мы сразу же начнем модернизировать Украину, модернизировать экономику. Независимость судей и замена всех коррумпированных судей. Победа будет только тогда, когда в стране будет новый президент!» - говорили лидеры Майдана.
Вместо обещанных инвестиций - наглое выпрашивание очередных западных подачек в виде траншей. А за это тоже приходится расплачиваться населению - высокими тарифами на электроэнергию и тепло. Обесценивается гривна, продолжает расти государственный долг.
Евроинтеграция тоже не радует: экспорт в Евросоюз ниже, чем был до подписания ассоциации. «Безвиз» пока держится, но на польской границе уже устраивают отсев поклонников Бандеры - им просто отказывают во въезде. Новая власть перессорилась со всеми соседями. Да и Польша, Венгрия и Румыния уже практически не скрывают своих территориальных претензий к Украине.
Вот тот результат, которого Украина добилась своей «Революцией Достоинства». За это ли скакали на «майдане»?