Последний опрос социологов показал, что жители России уважают журналистов и доверяют им. Хотя показатель доверия к информации из телевизора и газета был невысоким. Выяснилось, что только 33% доверяют этим источникам информации.
При этом в список источников основных каналов информации вошли и соцсети. Опрос проводился фондом «Медиастандарт». Его социологи поработали над исследованием «Образ журналиста в массовом сознании россиян» . Заказчиком был» и Комитет гражданских инициатив, представители которого попросили предоставить срез мнений жителей России о профессии журналиста.
Выяснилось, что опрошенные гораздо лучше относятся к журналистам, чем к результатам работы СМИ. Уважение эта профессия вызывает у большинства россиян (65% респондентов против 15% тех, кто негативно высказался по этому вопросу).
Что характерно, сами журналисты считают, что эту профессию уважают недостаточно. Такого мнения придерживались лишь 15% респондентов-репортеров. Сами СМИ в России являются институтом гражданского общества.
О том, что журналист несет ответственность за свою работу, заявили 82% респондентов. За мнение о том, что журналист несет ответственность лишь перед аудиторией своего СМИ проголосовали 35%. 20% журналистов отметили, что речь идет об ответственности «перед властью».
Перед обществом журналисты должны отвечать по мнению 79%. Сами же журналисты намерены отвечать "перед собой и своей семьей (79%) и «перед аудиторией своего СМИ» (71%).В глазах респондентов журналист - это скорее позитивный образ. Ему приписываются такие качества как смелость, чувство юмора, упорство, самоотверженность и честность.
Из отрицательных качеств вспоминали про наглость и назойливость (56%). Отмечались также беспринципность, цинизм и продажность. Многие отмечали, что журналисты как работники по найму, действуют в интересах своих работодателей, но очень часто выбирают место работы из идейных соображений.
Что касается доверия к работе, тут дела обстоят сложнее. По мнению 41% респондентов, журналисты позитивно влияют на общество в России, 30% считают, что они ни на что серьезно не влияют.
Доверие к журналистам отметили 37% респондентов против 24% сторонников противоположного мнения. В "Левада-центре" по этому поводу отметили, что «люди часто говорят, что всей правды им все равно не скажут, но чтобы разобраться, они «читают между строк», «смотрят по разным источникам».
Такое положение вещей можно объяснить тем, что россияне часто сталкиваются с непроверенной информацией в медиа, считает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин.
Стоит добавить, что самими популярными каналами информации в России являются программы на государственном телевидении (63%), новости в интернете (44%), частные СМИ (14%), иностранные медиа (4%). При этом соцсетям доверяют 15% россиян, видео с YouTube - 12%, каналам в Telegram - 4%.
Основными харизматическими фигурами для жителей страны являются телеведущие Владимир Соловьев (его мнение авторитетно для 11,1% респондентов), Андрей Малахов (8,2%) и Владимир Познер (7,2%).
Были названы также Дмитрий Киселев, Ольга Скабеева и Евгений Попов.Вспомнили россияне также россияне чаще называли Дмитрия Быкова, Анну Политковскую и Ольгу Богуславскую (у всех 0,1-0,2%), а в интернет-категории - Юрия Дудя, Ксению Собчак и Анатолия Шария (0,4-07%).
По этому поводу Казьмин приходит к выводу, что россияне относятся к журналистам и СМИ лучше, чем сами профессионалы. Они по-разному понимают ответственность журналистов перед обществом и требования к профессиональным качествам.
Что характерно, большинство россиян не могут отличить профессиональные СМИ от неформальных, и доверяют только тем каналам, которые интригуют подачей материала.