Собор канонической Украинской православной церкви (УПЦ) принял решение отказаться от автокефалии Константинопольского патриарха Варфоломея. Возобладало мнение, что афтокефалия не принесет реального церковного единства и усилит конфликт в украинском обществе.
Такое решение реально может спасти Украину, Россию и православие, считают эксперты. Собор посетили 83 из 90 епископов УПЦ, а итоговое решение подписали все, кроме одного. Там же было объявлено недействительным решение Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса. По мнению священников, снятие анафемы с раскольников - это "следствие искаженного толкования православных канонов".
В документе отмечается, что, приняв такое решение, Константинопольский патриархат, "согласно церковным правилам, сам встал на путь раскола". Архиереи УПЦ посчитали "недопустимым незаконное вмешательство Константинопольского патриархата во внутренние дела другой Поместной церкви и попытки решать украинский церковный вопрос с участием государственной власти и раскольников, игнорируя голос канонической Украинской православной церкви".
"В случае принятия соответствующих законопроектов Верховной радой Украины (об автокефалии) Украинская православная церковь будет защищать свои права всеми законными средствами, которые предусмотрены основами социальной концепции Украинской православной церкви, законодательством Украины и европейской Конвенцией по правам человека", - говорится в сообщении.
Отметим, что недавно стала известна дата проведения церковного Объединительного собора на Украине. Мероприятие пройдет 22 ноября. Как пояснил пресс-секретарь предстоятеля Украинской православной церкви Георгий Коваленко, "любое решение священноначалия должно быть рецепиировано, принято или не принято в том числе духовенством и верными".
По его словам, поместные церкви будут пытаться сделать все, чтобы конфликт не вышел на общемировой уровень, но для этого необходимо поддерживать отношения и с Москвой, и с Константинополем.
Со своей стороны, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук пояснил. что созванный Константинопольским патриархатом Объединительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) в Киеве является «канонически ничтожным сборищем».
Причиной этого является отсутствие на встрече единственной в стране канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, УПЦ МП. которая ранее отказалась присоединиться к объединенной УПЦ, которая образуется после слияния УПЦ КП и УАПЦ.
Напомним, ранее стало известно, что Объединительный собор УПЦ КП и УАПЦ планируется провести до конца 2018 года. СМИ по этому поводу писали, что для объединения церквей возглавляющие их предстоятели Филарет и Макарий должны отказаться от планов руководства объединенной структурой.
Историческое решение Константинопольский патриархат принял 11 октября, официально заявив о намерении даровать украинской церкви автокефалию. В итоге РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Но теперь можно говорить о прямом неподчинении этому решению, хотя украинский президент Петр Порошенко уже потребовал от церковников "пойти на попятную".
По мнению экспертов телеграм-канала Bunin Co, "большинство епископов настроены конформистски - они не борцы и не склонны к конфликтам с властью. Но в данном случае есть три фактора, которые определили их позицию. Первый - епископ, как и обычный священник, зависит от начальства - в данном случае от Синода УПЦ МП. Его можно перевести в другую епархию, отправить на покой, запретить в служении или даже лишить сана. Никакие нормы трудового законодательства здесь не действуют. Восстановиться в сане после его лишения крайне сложно.
Епископ Иоанн (Боднарчук), еще до Филарета ушедший из РПЦ, был лишен сана в 1989 году, а в 1992-м попросил восстановить его. Однако его не приняли, а рекомендовали подождать Поместного собора, который состоялся лишь в 2009 году. Иоанн собора не дождался - он погиб в автокатастрофе в 1994-м.
Правда, сейчас в случае лишения сана можно быстро «восстановиться» в Константинополе. Но возникает вторая проблема - а признают ли это прихожане? Опрос, проведенный в сентябре Киевским международным институтом социологии, Центром Разумкова и центром «Социс», показал, что 68% респондентов считают себя православными, из них 45% назвали себя прихожанами УПЦ Киевского патриархата и почти 17% -УПЦ МП. Но среди этих 17% - основная часть практикующих верующих, которые регулярно ходят в церковь, участвуют в крестных ходах и паломничествах.
Для большинства из них связь с Москвой является привычной частью жизни - Сергий Радонежский и Серафим Саровский столь же им близки, как и равноапостольные Владимир и Ольга. Эти верующие могут не только не пустить «отступника» в храмы, но и выгнать его из епархиального управления - и никакой Константинополь им не указ.
Есть и третья проблема. Жесткая ставка на автокефалию - это проект Порошенко. А президентские выборы будут следующей весной, и не факт, что он переизберется (пока он отстает по опросам и от Тимошенко, и от артиста Зеленского, который тоже может принять участие в выборах).
В случае поражения Порошенко его преемник, видимо, будет поддерживать автокефалию, но насколько ревностно - вопрос. Украинские епископы помнят, как ослабли позиции Филарета после поражения на выборах 1994 года его политического союзника Кравчука. И рисковать не хотят.
Поэтому даже для тех, кто сочувствует автокефалии, комфортным выглядит сочетание голосования против нее на Соборе УПЦ МП и передачи доверенности для голосования на будущем автокефалистском соборе митрополиту Симеону (Шостацкому), который свою ставку уже сделал. А в случае необходимости доверенность можно и дезавуировать".