Американский космический корабль Crew Dragon от компании SpaceX Илона Маска достиг Международной космической станции (МКС) и вернулся на Землю.
Все происходило в автоматическом режиме, на корабле прилетели манекен Ripley, плюшевая планета Земля и 180 кг грузов. Таким образом, Crew Dragon в ближайшее время может стать вызовом российской космонавтике, лишив последнюю монополии в доставке людей на станцию.
Кораблю еще буду тестировать системы аварийного спасения и первого пилотируемого полета. Но перспектива того, что "Дракон" станет "рабочей лошадкой" космонавтики США. Напомним, за все время работы в космосе количество американцев, побывавших там, вдвое больше, чем советских и российских космонавтов.
Это преимущество было получено за счет программы Space Shuttle, в рамках которой с 1981 по 2011 годы на орбиту попадали до семи человек за один полет. Но такие варианты обходились слишком дорого и небезопасно, с шаттлами произошло две катастрофы, и последние годы программа существовала только благодаря необходимости строительства МКС.
Когда NASA с шаттлами попрощалось, то на смену им пришли частные космические корабли. Примерно в нулевые в США придумали концепцию передачи низкой орбиты в обслуживание частным компаниям. При этом государство занималось дальним космосом ( та же Constellation NASA занималась разработкой сверхтяжелой ракеты и межпланетного корабля Orion).
Что касается обеспечения работы МКС, то NASA привлекло Commercial Orbital Transportation Services для снабжения станции и Commercial Crew Program для разработки пилотируемого "такси". Примерно в 2011 году грузовые корабли были готовы для использования. Напомним, Dragon SpaceX полетел в 2012 году, а Cygnus, разработанный американской Orbital Sciences Corporation, - в 2013-м. Россия продолжала обеспечивать доставку людей на МКС, но вечно так продолжаться не могло.
Хотя с 1990-х г.г. россияне и американцы летали вместе, постоянно обмениваясь опытом. После катастрофы шаттла Columbia в 2003 году "Роскосмос" занимался доставкой международных экипажей на станцию. В итоге ведомство зарабатывало до $567 млн ежегодно (примерно 10% его общего финансирования). Отметим, что цена за полет астронавта составляла $22 млн за одно место. А после завершения Space Shuttle за подготовку, полет и возвращение одного астронавта стали требовать $82 млн.
Понятно, что это мало кого устраивало в США. Теперь, когда появились "Драконы", Россия может утратить статус монополиста по доставке экипажей на МКС. Как минимум придется снижать цену за доставку, да и сам Crew Dragon - не единственный вариант. Еще один пилотируемый корабль Starliner по заказу NASA разрабатывает компания Boeing. Это не значит, что "Роскосмос" лишится клиентов, не исключено возобновление практики обмена россиян и американцев для расширения навыков использования аппаратуры.
В конце концов, американцы не могут обеспечить более дешевые полеты - тот же астронавт на Starliner обойдется $163 млн за одного. Впрочем, NASA все равно, так как они берут свое идеологическим значением космического импортозамещения. Тем не менее, российской стороне нужно будет искать новых заказчиков. Есть предложения из ОАЭ, от американской Space Adventures, а также рассматривается возможность кратковременных запусков пилотируемых кораблей без стыковки с МКС.
Думают в ведомстве и о возможности полетов к Луне. Тот же "Роскосмос" около 10 лет разрабатывает тяжелый корабль "Федерация" для этих целей. Теоретически NASA могло бы принимать участие в разработке независимой транспортной системы и готово подключить россиян к программе Lunar Gateway, но последние не могут сейчас пойти на это из-за политической ситуации. Соответственно, пока "Союз" продолжит полеты к МКС. Как будут дальше развиваться события - никто не знает.