Из-за чего россиян охватывает безнадега и безразличие

Российские протесты не станут катализатором  изменений в обществе, полагают эксперты. Даже последние события в Екатеринбурге взволновали лишь малую часть граждан, остальные слишком заняты сохранением стабильности, какая бы они не была.

Действительно, пошумели, а дальше что? Дальше будут отпуска, море, дачи и все быстро забудут эту историю, как и протесты по поводу пенсионной реформы. Возмущение чиновниками носит временный характер, все выпустили пар и дальше работают за прожиточный минимум. Это в принципе всех устраивает и ничего меняться не будет.

В этом особенно преуспели россияне среднего и старшего возраста, которые боятся за зарплату, пусть и нищенскую, и боятся её потерять, особенно бюджетники. Так что приоритет экономики над политикой налицо. 

По сути, никто, кроме партии власти денег раздать не сможет. Многие покупают себе за 90 тыс. руб китайский седан Черри Амулет 2008 года и счастливы, или  за 150-200 тыс руб старый жигулёнок, чтобы ездить к морю. Разумеется, все недовольны властью, громко возмущаются, когда денег до получки не хватает, и на этом весь протест заканчивается.

При этом понятно, что россияне смотрят на жизнь сквозь черные очки, и не ждут улучшения ситуации. Такой синоним социального пессимизма озвучил гендиректор государственного ВЦИОМа Валерий Федоров. Отсутствие внятных перспектив улучшения жизни находит отражение в падении рейтингов президента Владимира Путина.

Этот показатель сейчас на минимуме с 2006 года, то есть Путину доверяют всего 33,1% респондентов, что объяснимо: за пять лет падения уровня жизни вопросы личного благосостояния стали актуальнее внешней политики.

Разумеется, интерес россиян к проблемам собственной жизни гораздо выше эфемерных перспектив тех же нацпроектов. Причем, майские указы как гарантия реализации нацпроектов на 25 трлн руб для людей малоубедительны.

В ближайшее время президенту будет сложнее объяснить электорату, чем он лучше остальных кандидатов на выборах 2024 года. Не слишком очевидным будет и необходимость  остаться у руля или же передать страну преемнику, который продолжит его дело. Образ будущего и вера в это будущее, в возможность его достижения тоже часть политического наследства.

По этому поводу политолог Евгений Минченко пояснил, что коронное "I have a dream" на русский язык 2019 года так и не переведено. Он также отметил, что стабильность, которой гордились в стране раньше, - дело хорошее, но не в такой извращенно-нищенской форме.

Хотя многие эксперты считают, что социальный пессимизм - это не обязательно плохо для Кремля. Конечно, власть хотела бы, чтобы ее любили, напомнил аналитик Михаил Виноградов, но  апатия населения комфортнее его политической активности. В связи с этим пока беспокоиться не о чем, подытожил эксперт.


Автор
Редакция