Грядущее в России подорожание бензина, прогнозируемое после отказа правительства продлевать заморозку цен на топливо, можно пресечь только радикальными мерами.
Эксперты отмечают, что в ближайшее время правительство отпустит цены и водители будут вынуждены оставлять в кассах АЗС гораздо больше, чем раньше. Не исключено, что к концу года бензин подорожает на 9 рублей.
Напомним, 1 июля прекратил действие договор правительства с 10 крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин. Осенью прошлого года для предотвращения пожорожания топлива власти обязали нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок Целью этого шага было сдерживание роста цен в пределах инфляции. В противном случае правительство обещало повысить экспортные пошлины, сделав поставки топлива за рубеж невыгодными.
По данным Московской топливной ассоциации, горючее моментально подорожало. Цены за литр АИ-95 выросли разом на 10 копеек, а за литр АИ-92 - на 3 копейки. Как пояснил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша,исправить положение помогут стратегические запасы топлива Росрезерва. Он предложил продать часть запасов на торгах, снизив тем самым цены на топливо в России.
Каковы запасы Росрезерва сегодня, неизвестно, так как эти данные относятся к государственной тайне. По оценкам экспертов, запасы бензина, керосина и дизеля в государственных хранилищах велики, однако использовать их для стабилизации цен на топливо невозможно сразу по нескольким причинам.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкае пояснил, что "рассекречивать объемы Росрезерва, запасы которого предназначены на случай, скажем, войны, никто не станет. Государство не пойдет на открытую торговлю какими-либо стратегическими материальными ценностями, в том числе топливом".
К тому же, это топливо отличается плохим качеством, так как несколько лет отстаивается в запасниках. Танкаев добавил, что бензин "не может долго храниться, он теряет октановое число. И тот бензин, который выходит из Росрезерва после пяти лет хранения, прямо скажем, по качеству далеко не самый лучший". Так что подобное топливо хорошо для военной техники, которая по определению всеядна и готова работать на низкокачественном топливе, но гражданских водителей не спасет.
Высказал свое мнение и экономический аналитик Антон Шабанов. Он считает, что сегодня бессмысленно пытаться снизить цены на бензин, выпуская на российский рынок еще больше топлива. Если выбросить на рынок топливо из резерва, цены вниз не поползут. По сути, в настоящее время отечественные компании зарабатывают больше, поставляя топливо на внешние рынки.
К примеру, летом тонна бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже оценивалась в 47 тысяч рублей, а на экспорт ее можно было продать за 53 тысячи. Этой ситуации в России не один год, поэтому правительство пошло на соглашение, во время действия которого цены на бензин не показывали существенного роста. Например, с февраля по июнь 2019 года АИ-92 в среднем по России подорожал только на 1%, а уровень ожидаемой инфляции за этот период составлял 1,8%.
После истечения сроков соглашения цены на топливо снова начали понемногу расти, и контролировать рынок бензина можно только двумя способами, считает Танкаев. Он пояснил, что лучше всего повысить цены до того уровня, когда все участники рынка будут получать достаточную прибыль. Вторым путем является снижение налоговой нагрузки, что не слишком удобно для государства. .Потому и выъходит, что решение правительства повысить акциз на бензин и дизтопливо на 50% только усилило нагрузку на нефтяников.
Но всем экспертам без исключения очевидно, что ситуацию с подорожанием бензина необходимо взять под контроль как можно скорее, так как самонадеянное отношение властей к ценам на него приведет к подорожанию в конце года на 9 рублей. И это неизбежно, поскольку "все участники рынка должны получать хотя бы какую-то прибыль для того, чтобы минимально существовать", - подытожил Танкаев.