СБУ заранее готовилась задержать российский танкер - судовладелец не мог об этом не знать
Об аресте российского танкера Nika Spirit в украинском порту Измаил, произошедшем минувшим днем, идет много споров. Безусловно, версии Украины и РФ разнятся. Есть мнение, что Россию просто подставил судовладелец.
Затяжной конфликт между странами был усилен провокацией со стороны бывшего президента Украины Петра Порошенко в ноябре прошлого года. Собственно, за ситуацию в Керченском проливе - когда украинские суда незаконно пересекли границу России - и ухватились в СБУ.
Российское судно было задержано сотрудниками Службы безопасности Украины 25 июля. В СБУ считают, что этим танкером был заблокирован Керченский пролив. Судно арестовали и собираются использовать в качестве вещественного доказательства. Члены экипажа были допрошены, однако украинская сторона обвинений пока не предъявила и отпустила моряков домой.
Политолог Михаил Синельников-Оришак провел свое небольшое расследование и представил версию того, зачем российское судно направилось на ремонт именно в порт Измаил.
«История с танкером смешанного типа «река-море», 1989 года постройки, очень мутная. До NEYMA он назывался «Ленанефть» (LENANEFT 2070) с портом приписки в Таганроге и владельцем «Волго-Донское Судовое Агентство». Нынешний бенефициар пока неизвестен. А ведь это главный вопрос - зачем судно оказалось в украинском порту Измаил? Подлататься на местном судоремонтно-механическом заводе, ибо «дешевше» и тем самым поспособствовать недружественному России государству? Или речь вообще идёт о контрабанде?», - рассуждает политолог.
Т.е. в среду, 24 июля, по данным украинских СМИ, судно вошло в порт Измаил с целью банального ремонта. Владелец хотел переделать танкер в сухогруз и, вероятно, с этой целью направил Nika Spirit в украинский порт - экономно реконструировать судно.
«Танкер направился в порт Измаил на плановый ремонт, он ничего не вёз, был без груза», - это слова Фотия Эскизова, совладельца компании «Фос шипинг менеджмент», которую сейчас называют собственником судна.
Об этом говорит в своем тг-канале и Синельников-Оришак: «Новый владелец, желая сэкономить, погнал свою собственность в украинский порт, так как там судоремонтные услуги дешевле».
Ранее всплывало другое название компании-судовладельца - «Альтомар шиппинг», собственником которой является Сергей Шувалов. Он же - соучредитель «Фос шипинг менеджмент» и многих других различных ООО и ИП.
Синельников-Оришак сообщает, что «Альтомар шиппинг» приобрел танкер в конце декабря прошлого года всего за 30 млн рублей, хотя изначальная стоимость была порядка 40 млн рублей. Компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и годовой прибылью в чуть более 100 тысяч рублей сильно повезло приобрести танкер со скидкой. Учитывая, что принадлежащая Шувалову фирма «Альтомар шиппинг» занимается набором «персонала», а не самими судами.
На торги же экс-NEYMA была выставлена из-за банкротства чуть более года назад компанией «Волго-Донское Судовое Агентство».
Пока покупатель для танкера не был найден, судно находилось (с июня по декабрь 2018 года) в Керченском порту. При нарушении границ украинскими судами 25 ноября прошлого года танкер могли использовать, чтобы перегородить путь через пролив. О чем новый владелец должен был знать.
«Танкером (де-юре пребывавшем в коммерческом залоге) перегораживали фарватер, используя суда, оказавшиеся «под рукой» у Керченской стенки. Также как, например, гаишники перекрывают дорогу нарушителю для чего «тормозят» любые попутные грузовики - имеют право», - пишет Михаил Синельников-Оришак.
Судно, находившееся в зоне риска, вызвало неподдельный интерес у СБУ. К другому российскому судну Omskiy-103, ранее посетившему порт Измаил, они отнеслись совершенно равнодушно.
Украинские СМИ сообщают, что о готовящейся операции по задержанию танкера Nika Spirit, были информированы не менее 20 человек.
Судовладелец же, желая сэкономить и преследуя личные интересы, поставил страну в совершенно невыгодное положение и пренебрег госбезопасностью.
«Таким образом, конкретные интересы собственника подставляют государство, вынужденное теперь реагировать и «разгребать». Это и есть «компрадорство», пусть и не в этимологическом значении термина, зато по существу», - заключил Синельников-Оришак.
Сейчас танкер находится в Украине, члены экипажа отправлены в бессрочный отпуск, в офисе «Фос шипинг менеджмент» проводят обыски для выяснения цели отправления судна в украинский порт, а МИД России и посольство РФ в Киеве продолжают разбираться в ситуации.