Работать до смерти: пожилых ждет новая пенсионная реформа

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что в России с 2014 года растет занятость пенсионеров старшего возраста.

Об этом факте как о достижении Топилин рассказал на встрече с коллегами из стран G20. Что характерно, причины этого весьма прозаические - пенсионерам банально не хватает денег на жизнь, поэтому  в отличие от стран ОЭСР они идут работать от бедности.

Топилин привел данные, что за последние пять лет доля занятых в экономике людей старше пенсионного возраста выросла с 8,5 до 9,6%. В настоящее время их 7,3 млн, что в мировом контексте звучит позитивно.

Сегодня Россия сопоставима по этому показателю с такими странами, как Франция, Испания, Австрия. При этом нужно учитывать, что в этих странах пенсии немаленькие (потому люди могут позволить себе не работать на пенсии), а в России - нет.

Стоит добавить, что такая тенденция наблюдалась и в нулевые, но причина была другой. Пенсионеры работали из-за быстрого роста зарплат в целом по стране вследствие роста экономики.  А сегодня низкие пенсии, и потребность увеличить снижающиеся доходы вынуждает пожилых людей работать до изнеможения.

Как пояснил директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, в 2014-2018 гг. реальные доходы россиян снизились на 8,3% - по обновленной методологии Росстата (на 10,9% по прежней) - и продолжают снижаться.

Наблюдаются отдельные случаи, когда высококвалифицированных пенсионеров с большим опытом некому заменить, но на картину в целом это не влияет.

Издание "Ведомости" пишет, что обозначена Топилиным цифра в 7,3 млн человек совпадает с результатами обследования рабочей силы старших возрастов за 2018 г. (2 млн мужчин, 5,3 млн женщин), проведенного Росстатом. Но статведомство учитывало и неформальную занятость, так как пенсионеры работают в основном в сфере услуг (уход за детьми, репетиторство, консьержи) и торговле.

Таким образом, можно сделать вывод, что стагнирующая экономика с не растущими доходами является причиной роста занятости среди россиян старших возрастов. Де-факто, дополнительно на рост этого показателя работает и повышение пенсионного возраста, что выведет Россию на средний по ОЭСР уровень или даже несколько выше. Но уровень жизни пенсионеров от этого не растет, подчеркивает Гимпельсон. В старших возрастных группах сегодня зарплаты заметно ниже, чем у работников более молодых возрастов. Работающие пенсионеры, таким образом, из бедности не выберутся, но будут хотя бы при деле, резюмирует эксперт.

"Новые игры с механизмом накопительных пенсий и заявления министра Максима Топилина о росте числа работающих пенсионеров как о достижении социальной политики - звенья одной схемы, которая заточена на дальнейшую оптимизацию пенсионного обеспечения россиян. Даже после пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста содержание граждан старших возрастов не перестаёт быть тяжким балластом для бюджетной системы, где приоритетом является финансирование силовиков, чиновников и различных мер безопасности административно- бюрократической конструкции",- отмечают эксперты "Мастера пера".

"Как говорят, дело идёт к новой фазе пенсионной реформы, которая обложит претендентов на пенсии значительным количеством дополнительных и запутанных условий, исполнение которых для большинства граждан окажется невозможным. При этом внешняя направленность государственной пропаганды сделает упор на факте отменного здоровья отечественных стариков, которые,по отчёту Топилина перед коллегами G20, даже побросали свои пенсии и дружно направляются продолжать трудовые биографии",- саркастически пишут они.

"Тренд очевиден: для физического выживания в будущем в России либо придётся работать до конца, либо располагать собственными материальными возможностями для жизни вне зависимости от неустойчивой пенсионной системы". 


Автор
Редакция