Американцы прогнозируют русскую военную доктрину-2020

Американские военные эксперты все чаще сосредотачиваются на последней военной доктрине России, которая была обнародована на Рождество 2014 года.

Как пишет в своем материале в издании War on the Rocks Дара Массикот, "с тех пор Москва была занята - она вмешивалась в Сирию, вмешивалась в выборы в США и продемонстрировала полдюжины образцов вооружения, включая крылатую ракету с ядерным двигателем и трансокеанскую торпеду. Кроме того, договор о ядерных силах средней дальности (РСМД) распался, а новый договор о сокращении стратегических вооружений (новый СНВ) сталкивается с неопределенным будущим.

Учитывая эти последние события-наряду с дальнейшим ухудшением отношений с Вашингтоном, а также значительный оперативный опыт военных в Сирии и на Украине - кажется, что для России приближается время обновить свою военную доктрину.

Хотя российские официальные лица не объявили, что обновленная доктрина находится в работе, есть несколько причин, по которым открытие одной из них в 2020 году имеет смысл. В этой статье я попытаюсь угадать некоторые изменения, которые могут произойти в этом, казалось бы, сухом и почти официальном тексте, потому что, какими бы тонкими эти изменения ни были, они могут дать существенные ключи к следующей эволюции в российском военном мышлении, планировании и развитии".

Отметим,  Дара Массикот является специалистом исследовательского центра США RAND (Research and Development), работающего по заказам правительства США и Пентагона. 

Центр специализируется на анализе проблем национальной безопасности США, многие его материалы являются секретными. В то же время этот специалист RAND в открытой публикации рассуждает о том, что в новой российской ВД «может содержаться и почему это имеет значение для США».

Как пояснили в телеграм-канале "338", "за океаном делаются ставки: будет ли новая военная доктрина "Наследием Герасимова" и в какое время она появится (конец 19 или 20 год)

Логика сводится к тому, что вооружение в Армии России обновилось, появились новые технические средства, новые опасности и угрозы, а архитектура конфликтов претерпела изменения. Парадоксально, но даже прогнозируется какие фразы могут быть использованы в доктрине

Представляется, что прогнозы лишены оснований - предпосылок к обновлению доктрины нет. Если в 14 году смена документа была продиктована стремительными изменениями на Ближнем Востоке, в Европе, на Украине и Центральной Азии, то сегодня обстановка стабилизировалась. Опасности те же, угрозы неизменны - терроризм, локальные конфликты, приграничные риски. Ради ДРСМД, появления нового класса оружия стратегический документ меняться не будет - не оружие лежит в основе военного планирования

Упоминание о робототехнике, беспилотной технике и искусственном интеллекте не более чем дань моде - слишком мала доля подобных разработок, поставленных на вооружение в армиях разных стран мира. Пока это не военная опасность и не новинка, кардинально меняющая облик вооруженного конфликта

И уж тем более не невоенные методы ведения конфликта определяют доктрину".

В реальности дела обстоят так: генштаб РФ совместно с другими органами исполнительной власти готовит очередную редакцию Военной доктрины страны. Этот документ президент Владимир Путин скорее всего утвердит в 2020 году. Не исключено, что в нем будут упоминаться новые военные угрозы для России в связи с «распадом Договора о ракетах средней и меньшей дальности  и неопределенным будущим Договора о сокращении стратегических вооружений (новый СНВ)».

Во всяком случае, War on the Rocks утверждает именно это. Хотя документ был утвержден в 2014 году, он до сих пор представляет интерес для американцев, несмотря на то,что в мире произошли значительные глобальные изменения, вспыхнули новые очаги конфликтов и новые виды оружия, а стратегические нормативные документы по разоружению уже почти не действуют.

Тем не менее, Массикот озвучила вывод о том, что Россия готовит новые военные планы, потому что ей угрожают цветные революции, а «Вашингтон и его союзники пытаются сдержать или запугать Россию».

По ее словам, углубление недоверия к Западу было характерной чертой Стратегии национальной безопасности России (утверждена в 2015 году) и Концепции внешней политики (2016). Но она настаивает и на том, что в проекте будут упоминаться варианты, «основанные на невоенных методах разрешения военного конфликта». Автором таких предложенийна Западе считается начальник российского Генштаба Валерий Герасимов. Эту концепцию, утверждает аналитик RAND, «российские военные лидеры ввели в действие в Украине,  Сирии и, возможно, в Венесуэле».

Стоит отметить, что Герасимов, выступая полгода назад на ежегодном собрании Академии военных наук (АВН), говорил совершенно о другом - о начале разработки Пентагоном новой стратегии ведения военных действий «Троянский конь» . При этом Массикот вспоминает приводимые Герасимовым термины «стратегия активной обороны» и «стратегия ограниченных действий по защите российских интересов за пределами национальной территории» и ждет их  в новой ВД России.

По этому поводу военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев заявил,  что американцы не до конца понимают или делают вид, что не понимают установки и новые положения, которые намерен использовать Генштаб РФ в своих военных планах. Россия однозначно бует брать в расчет космическое оружие, гипероружие, лазерное оружие, но нужно учитывать,что такое же добро может появиться и у США. Те же беспилотные ударные подводные системы «Посейдон», которые разрабатываются в РФ,  для американцев не недостижимая величина. И это нужно учитывать в своих прогнозах.


Автор
Редакция