Российские эксперты сходятся во мнении, что рост реальных доходов россиян в третьем квартале 2019 года никак не коррелирует с остальными показателями состояния экономики.
После очередных заявлений Росстата стала очевидной необходимость изменения методики расчетов, так как статведомство обнаружило взрывной рост (3%) реальных располагаемых доходов населения в третьем квартале 2019 года.
Данная методика расчета обсуждалась на заседании Экономического клуба, в котором принял участие экс-глава Росстата, директор по статистическим исследованиям ВШЭ Александр Суринов. Отмечалось, что доходы россиян падали четыре года подряд с 2014 года. В 2018 году был зафиксирован небольшой рост, на 0,2%, после перехода Росстата на новую методику.
Так что эти 3% стали самым весомым параметром за все время, но при этом никакой связи с остальными макроэкономическими показателями у них нет, заявил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Из данных Росстата следует, что россияне тратят на покупки меньше, а на кредиты больше. «Конечно, здесь нет железобетонной связи, но корреляция должна быть», - подчеркнул Николаев.
Со своей стороны, специалисты Росстатат объяснили рост увеличением трудовых доходов, так как номинальная зарплата в третьем квартаре увеличилась на 8,4%, а иные трудовые доходы, включая теневые заработки, - на 7,3%.
Рост зарплат также подкрепляется ростом поступлений от подоходного налога, заявил эксперт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Владимир Сальников. По его данным, доходы бюджета от НДФЛ превысили 2,5 трлн руб., что на 8,7% больше, чем годом ранее,но вообще в расчете слишком много компонентов, к примеру, реальные доходы предпринимателей, которых не знает никто.
Экс-глава Росстата Александр Суринов ответил, что не может объяснить резкий рост реальных доходов в третьем квартале. Совокупный объем доходов населения считается Росстатом не напрямую, а как сумма расходов и сбережений. У ОЭСР другая методика расчета - по фактическому конечному потреблению домашних хозяйств, и она более корректна, подчеркнул аналитик.
То есть реальные доходы населения можно с помощью первичных данных налоговой, но у Росстата нет к ним доступа. В любом случае о тенденции говорить пока рано.
Стоит добавить, что специалисты МЭР прогнозировали рост реальных доходов во втором полугодии на 1%. Последние данные Росстата по третьему кварталу выводят цифру уже на годовой показатель реальных доходов населения, если в четвертом квартале показатель вновь не уйдет в минус. Но поручиться за это при такой несовершенной методике оценки никто не может.