Украина переживает крупнейшую авиакатастрофу за всю новейшую историю. Падение Боинга 737 «Международных авиалиний Украины» унесло жизни 177 человек.
При этом Тегеран уже выступил с официальным заявлением, что возможными причинами катастрофы могут являться возгорание двигателя и неспособность экипажа взять ситуацию под контроль. Мировые сми сразу же заговорили о случайном попадании ракеты или теракте, а многие страны сразу жеприняли решение приостановить или ограничить полеты гражданских воздушных судов над Ираном и Ираком.
Напомним, 8 января лайнер со 168 пассажирами и 9 членами экипажа упал через три с небольшим минуты после взлета. На видео в сети самолет после возгорания на борту входит в штопор и через несколько секунд разбивается о землю. По информации иранского информационного агентства IRNA, к месту крушения было направлено порядка 40 спасательных команд.
Пожар был фактором, усложняющим работу спасателей, пояснил управляющий директор тегеранского управления по чрезвычайным ситуациям Мансур Дараджати Он отметил, что все находившиеся на борту погибли, а в связи с огнем тела пассажиров и членов экипажа серьезно повреждены, что затруднит их опознание.
Многие обратили внимание на то,что катастрофа произошла всего через несколько часов после обстрела иранской армией военных баз США на территории соседнего Ирака. Запажные эксперты сразу же сказали на страницах Daily Mail, что в лайнер могла попасть баллистическая ракета, запущенная в Ирак, или его сбили системой противовоздушной обороны, операторы которой приняли украинский пассажирский самолет за бомбардировщик ВВС США.
В Иране эту версию отвергли сразу, заявив, что самолет погубили технические неполадки в двигателе. Но согласно предварительным оценкам специалистов из МАУ, разбившийся самолет был исправен и не стар. Борт был произведен в середине 2016 года, получен с завода, до этого нигде не использовался. Замечаний по матчасти не было. Последнюю проверку самолет прошел 6 января, рассказал технический директор МАУ Александр Шапиев.
Со своей стороны, вице-президент МАУ по полетной работе Игорь Сосновский добавил, что самолетом управлял опытный экипаж, командиром которого являлся Владимир Гапоненко (11,6 тыс. часов налета), вторым пилотом Сергей Хоменко (7,6 тыс. часов), их действия контролировал пилот-инструктор Алексей Наумкин (12 тыс. часов). Погибли также члены экипажа Катерина Статник, Марина Микитюк, Валерия Овчарук, Юлия Сологуб, Игорь Матков и Денис Лыхно.
После катастрофы руководитель МАУ Евгений Дыхне заявил, что его подчиненные проведут собственное расследование катастрофы. До этого момента все полеты в Иран будут отменены. Глава украинского государства Владимир Зеленский после получения известия об авиакатастрофе экстренно прервал свой визит в Оман и вернулся в Киев. В ближайшее время теракт или попадание ракеты могут стать приоритетными версиями из-за обнаружения отверстий в обломках самолета, которые видны на снимках обломков. Внешне они более напоминают пробоины при обстреле самолета снаружи, равно как и при взрыве бомбы, заложенной в салоне.
Уже прозвучало - версию выдвинул руководитель киевского Центра изучения повстанческих движений Игаль Левин - что причиной гибели самолета мог стать обстрел из переносного ракетно-зенитного комплекса (ПЗРК). Не верит в официальные заявления Тегерана и российский летчик-инструктор Денис Окань, специализирующийся на самолетах Boeing 737. Он отметил, что разрушение одного из двигателей позволяет современным самолетам маневрировать, набирать высоту и безопасно заходить на посадку. Так разбить самолет можно было только при внешнем воздействии.
Как писали в телеграм-канале Военный обозреватель, в районе места крушения украинского Боинга под Тегераном предположительно обнаружены обломки зенитной ракеты комплекса ПВО "Тор-М1". Данные ЗРК российского производства стоят на вооружении Ирана и в том числе прикрывают небо над столицей страны. Авторы сообщения при этом подчеркнули, что информация не подтверждена.
Западные разведывательные службы считают по итогам предварительного расследования техническую неисправность вероятной причиной катастрофы украинского авиалайнера в Иране. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в спецслужбах Канады. По данным собеседника агентства, имеются свидетельства взрывного разрушения одного из двигателей самолета.
Среди основных версий авиакатастрофы в Иране - поражение зенитной ракетой, взрыв в результате теракта и взрыв двигателя по техпричинам - официально заявили в СНБО Украины.
Судя по траектории падения Boeing-737 МАУ в Иране, пассажиры были в сознании и понимали, что терпят крушение - эксперт по авиабезопасности, бывший КВС Самойлов.
"Неизвестно, сколько длилась катастрофическая ситуация. Допустим, 2 минуты. Это продлилось всего 2 минуты. Но эти 2 ужасные минуты там, наверху - это вечность. Внешнее вмешательство, ракета это была, или зенитка, или изнутри что-то - непонятно - но это что-то наверняка сопровождалось сильным ударом, толчком и резкой сменой траектории полёта. Салон быстро наполнился дымом и все это сопровождалось очень сильной болтанкой",- пишут в телеграм-канале "Одинокая Коко".
"Многие пассажиры наверняка успели понять, что происходит, но не успели до конца осознать кошмар происходящего. Потому что, с одной стороны, для восприятия критического события человеку нужно время, а, с другой стороны, всегда есть надежда, которая и отвергает частично это принятие реальности. Люди только успели прижать к себе своих любимых детей. Бедные дети",- добавляют авторы.