Коронавирус может серьезно повлиять на российскую политическую систему, являясь благодатной почвой для рспространения слухов.
Одним их них является фейк о существенных изменениях в российской политической системе, росте веса и влияния одних политиков и институтов и пропорционального ослабления других. Оснований для таких выводов нет, но интрига уже закрутилась.
Напомним, что:
Главная интрига, похоже, в том, возникнут ли у российской власти проблемы с доверием граждан - как в условиях пандемии, так и после ее прекращения.
Власти, кроме опыта соседей, учитывают еще и социологические исследования. В марте большинство сограждан к самоизоляции еще не было готово. Но страх постепенно делает свое дело, а нехватка ИВЛ в больницах вынудила многих пересмотреть свое отношение.
Ряд социологических опросов, в том числе опубликованный в конце марта опрос КРОС, показывают, что страхи, прямо связанные с коронавирусом, превалируют над опасениями, связанными с экономическими последствиями пандемии.
В связи с этим директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский отметил, что для власти нет новости в том, что люди будут сопротивляться ограничениям. Поэтому имеет смысл просто подождать, пока страх за жизнь возьмет верх над экономическими страхами.
Впрочем, сегодня многие не исключают введения режима ЧС в общенациональном масштабе или даже чрезвычайного положения. По их словам, решающими будут первые две недели апреля. Но на данный момент меры Москвы не вызывают вопросов у Кремля.
В Кремле считают, что «эпидемия паники намного страшнее эпидемии вируса. Поэтому ее, конечно, нельзя допускать».
Не исключая приемов запугивания в работе с гражданами в условиях карантинных ограничений, власть координирует борьбу с фейковыми новостями - например, с не отвечающими действительности сообщениями соцсетей о коллапсах в региональных больницах.
Отдельно интересно то, что коронавирус может способствовать росту рейтингов.
Но, как только угроза вируса минует, власти столкнутся с крайне резким снижением доверия из-за экономических последствий пандемии.
Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский считает, что все страны сейчас находятся в ситуации, не предполагающей хороших решений. Россия сейчас пытается исправить ситуацию и тратит на это ресурсы (1% ВВП), но цена вопроса может оказаться гораздо выше.