Россия и Белоруссия: единение перед присоединением?

Первые документы о создании союзного государства России и Белоруссии были подписаны 2 апреля 1997 года. Но объединение, которое по-прежнему существует лишь на бумаге, несмотря на амбициозность планов его идеологов.

Самая идея возникла еще во времена Бориса Ельцина, который шел на второй президентский срок при низком уровне популярности, и возможность такого объединения была сильным козырем в борьбе за электорат своих противников-коммунистов. 

Разработанный договор от 2 апреля 1997 носил довольно широкий характер, но в итоге остался лишь протоколом о намерениях. Тогдашний глава администрации президента Анатолий Чубайс раскритиковал идею создания коллективного органа парламентского собрания двух стран, решения которого должны были иметь обязывающий характер для обеих стран.

Не исключено, что договор так и остался бы на бумаге, если бы не агрессия НАТО против Югославии. Тогда глава Белоруссии Александр Лукашенко начал проявлять активность в этом вопросе, а интерес к договору  обозначил  и президент Югославии Слободан Милошевич.

По сути, союз должен  регламентироваться подписанным в декабре 1999 года договором, гарантирующим  государствам равные права при объединении. При этом объединение основано на "разграничении полномочий" между Союзным государством и государствами-участниками. По устройству, это напоминает неустойчивую конфедерацию, которую легко по многим параметрам обходит тот же  Евразийский экономический союз, куда вместе с Россией и Белоруссией входят и другие страны постсоветского пространства.

В последнее время Владимир Путин и Александр Лукашенко вновь вернулись к этой теме. Неисполненных обязательств у стран осталось достаточно много, рассказал посол России в Белоруссии Михаил Бабич. По его словам, без единой денежно-кредитной, налоговой, промышленной и инфраструктной политики "перейти на такой уровень интеграции невозможно".

В Белоруссии на заявления Бабича обиделись, так как он прямым текстом заявил, что поддержка белорусской экономике обходится Москве от $5 до $6 млрд ежегодно. А если Москва пойдет на другие преференции, в том числе если Минск получит возможность получать газ по внутрироссийским ценам, этот показатель вырастет в разы.

Что касается вступления Белоруссии в состав Российской Федерации,"этого просто никто никому не предлагал", - резюмировал Бабич. Эксперты считают это маловероятным, так как идея объединения с Россией не пользуется популярностью у самих граждан Белоруссии.

Последние опросы  института белорусского института НИСЭПИ показали, что в случае референдума за объединение с РФ проголосовали бы всего 24,8% белорусов, против - 54,8%.Со своей стороны, российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что союз России с Белоруссией возможен после согласования документов. Которые, к слову, за 20 лет так и не нашли возможности согласовать.

Как писали в телеграм-канале "Карточный домик", Медведев считает преждевременными рассуждения о том, как могла бы называться валюта Союзного государства РФ и Белоруссии

"Бессмысленно говорить о том, где будет эмиссионный центр, как будет называться валюта, пока не будет проведена скучная работа по согласованию основных документов, на базе которого этот союз должен работать", - сообщил премьер-министр. В целом движение к интеграции он назвал "нормальным и правильным".

"Мне кажется, что над этим надо работать, а не просто говорить о том, что "явно Россия ничего не хочет, это все для прикрытия, - считает премьер. - Если бы так рассуждали отцы-основатели Европейского союза, то никакого Европейского союза бы не было. Вообще любой союз основан на доверии, а не на комментариях о том, в чем мы кого-то подозреваем, что там прибежали и на ухо сказали. Не очень хороший путь".


Автор
Редакция