Россияне по-разному воспринимают вероятность объединения России и Белоруссии, свидетельствуют результаты опросов независимой исследовательской группы Сергея Белановского.
В последний год вопрос сохранения государственной независимости страны стал актуальным из-за постоянной повестки объединения с Россией в единое государство. По этому поводу исследовательская группа Сергея Белановского выяснила, что большинство респондентов считает вероятное объединение стран неприемлемым.
К примеру, посол Республики Беларусь в РФ Владимир Семашко заявил, что Россия в 2019 году предлагала передать на наднациональный уровень 95% полномочий, что в общем нельзя расценивать иначе, чем предложение капитуляции.
Многие кандидаты в президенты РБ относились к этой теме аналогично, если не хуже.
Среди россиян же большинство (52%) поддерживает объединение стран в единое государство. Не поддерживают эту идею 25%.
Сторонники объясняют позицию правом на единство славянских народов, исторической общностью территории и общей историей.
По мнению участника опроса из Свердловской области, «русские и белорусы - это не разные народы. Это один народ. Нас искусственно разъединили. Мы вместе воевали, и не отделяли себя друг от друга". Некоторые респонденты объясняют свое стремление к объединению экономическими причинами.
То есть аргументы «за» в основном апеллируют к некоторому вневременному долженствованию, тогда как «против» - к реалиям сегодняшнего дня.
Противники объединения упирают на то, что время для объединения давно упущено. Белорусы осознали себя отдельной страной, и навязать им российские порядки уже невозможно.
Звучал также и аргумент об этнической разности: "мы сотрудничаем, общаемся, дружим, но они белорусы, а мы россияне (мужчина, 36 лет, Воронеж)".
Часть участников опроса высказалась против вооруженной силы и методов гибридной войны. В более широком смысле, они против любых форм принуждения к объединению, включая экономическое и политическое давление. Никаких вариантов а-ля Крым или Донбасс, не является допустимым.
Такое объединение,скорее всего, будет мирным и добровольным, поскольку, по мнению опрошенных, белорусы тоже этого хотят. Проблема в том, что процедура объединения может оказаться нелегитимной и будет постоянно оспариваться всем миром.
К тому же, власть в России далеко не пример доя РБ, в ней мало привлекательности, а у соседей сегодня больше шансов стать цивилизованным демократическим государством.
Так что текущие формы экономической и социальной интеграции более приемлемы, чем объединение в оно государство. Иначе РБ ждет политическая дестабилизация, а Россию - очередное мнение «западных партнеров».
Соответственно, мнение россиян по поводу объединения России и Белоруссии далеко от однозначности. Совершенно не пользуются популярностью силовые сценарии объединения, а легитимный способ через референдумы считается слишком опасным из-за ожидаемых фальсификаций и последующих протестов.
Сама идея, разумеется, не является номером один для россиян. Это не Крым с его историческим контекстом, это в целом абстрактное желание силы. По этому поводу не будет не радикального да, не истеричного нет, как и протестов на улицах.
Разве что высказываются опасения, что такой ход изрядно расшатает обстановку в самой Белоруссии. И никто не желает соседям таких потрясений, как в Хабаровске. Потому большинство - все-таки за эволюционное решение вопроса.
Кстати, эксперты "Царьграда" вспомнили в белорусском контексте операцию "Принуждение к миру" в 2008 году. Проблемы с Тбилиси 12-летней давности вряд ли бы кто-то вспомнил, если бы отношения с РБ не дошли до рассуждений о возможном вторжении туда российских войск.
Совершенно непонятно, правда, с какой миссией - с целью освобождения задержанных российских граждан? Или для поддержки белорусской оппозиции? В любом случае, то, что происходимо последнюю неделю, не лезло ни в какие рамки.
Слушая о развёртывании воинских подразделений, проведении учений, показательных ракетных стрельб, и наблюдая весь прочий предвоенный антураж, как-то забывалось, что речь шла о разговоре между странами-членами Союзного государства.
По большому счету, опять все решилось в ручном режиме, пишет русский публицист, ведущий ежедневной авторской программы на Радио "Комсомольская Правда" Сергей Мардан. Плюс вовремя всплыла версия о злых украинских спецслужбах, которые решили рассорить две братские страны. Но она не снимает вопроса, почему все получилось именно так.
В Грузии было то же самое. Сначала Россия десять лет бессильно наблюдала, как строится нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Москва на глазах теряла Азербайджан, Грузию и Казахстан. Этот проект очевидным образом являлся угрозой стратегическим интересам России в зоне её влияния. Но если Баку и Астана сохраняли осторожность и изо всех сил демонстрировали "братский" характер отношений с Россией, то Грузия явила миру Саакашвили.
Последний еще до всех своих подвигов на Украине внезапно решил, что обретённый "транзитный" характер страны позволит ему войти в грузинскую историю объединителем, и интересы России можно не брать в расчет.
А что касается "трех восьмерок", то Москва даже с армией на территории Грузии не стала разваливать грузинскую промышленную инфраструктуру, и менять режим в Тбилиси, остановив танки в 30 километрах от грузинской столицы.
"Сейчас самое время поговорить о Белоруссии, где якобы сидел наш союзник. По сути, ошибка везде была только одна - российская дипломатия вдруг решила, что лояльность можно тупо покупать. А взять на себя труд объяснить гражданам - а собственно, зачем нужна "интеграция" России с Белоруссией? - не удосужился никто",- пишут эксперты.
Российским государственным структурам, которые определяют внешнеполитическую стратегию страны на территории бывшего СССР, нужно наконец понять, чего они хотят - считают они.
"Либо это - воссоздание "Красной империи" (что вряд ли). Либо - Россия стремится воссоздать русское национальное государство, в том виде, в котором оно должно быть, а не в вариантах «тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачиваем». Иначе так и будем вспоминать разовые акции «принуждения к к миру» как безрезультатные",- заключают специалисты.