За настоящую свободу собраний и перекрытий проспектов

Помните историю двухлетней давности про то, как Владимир Лукин, Людмила Алексева, и группа других достойных и не очень людей пытались обмануть доверчивых граждан, не владеющих европейскими языками (в т.ч. и высокопоставленых чиновников), «со знанием дела» заявляя, что в «правильных» странах законы позволяют любым людям устроить митинг или шествие когда угодно и где угодно? Помните, чем закончилось? Общественной палате пришлось организовать (возможно, потратив бюджетные деньги) перевод и опубликование соответствующих норм законодательства (в т.ч. регионального) США и практически ВСЕХ «старых» европейских демократий. Так вот: те «многабукофф» (аналитический доклад с приложениями) не только показали, что Лукин, Алексеева (долго жившие в США) и компания намеренно вводили общественность в заблуждение относительно «свирепства» и «беспрецедентности» российского «закона о митингах», но и еще одну вещь. Эту вещь, понятно, не узнали те, кто «букафф» вообще читать не стал (это еще не поздно исправить).

Речь же вот о чем. Даже из того, «заточенного» под другую тему, доклада можно было почерпнуть информацию о том, что и в Европе, и в ряде штатов США, назвавшиеся организаторами митинга или шествия получают не только чувство глубокого удовлетворения, но и изрядный «геморрой»: массу обязанностей по организации безопасности, правопорядка и санитарного благополучия на месте проведения акции. А в случае невыполнения этих обязанностей их ждут не только неминуемые весьма серьезные штрафы.

Суть демократии ведь очень проста - вы, например, можете судиться в той же Британии по практически любому поводу без ограничений. Однако вы должны оплачивать судебные издержки. Та же история и с митингами и шествиями - там где государство или штат не считают нужным брать на себя дополнительные издержки по обеспечению чистоты и порядка (организации путей объезда и т.д.), эти удовольствия (все или частично) обязаны оплатить (обеспечить) организаторы. Одним словом, при всех правах на свободное перемещение и самовыражение просто сесть и нагадить (даже из самых правозащитных побуждений) на тротуар в центре цивилизованной столицы вам не дадут - скорее всего не только возместите цену уборки, но и получите «воспитательную» меру - штраф и т. д.

К чему это все? А к тому, что жители российских крупных городов уже явно почувствовали вкус к разного рода акциям на свежем воздухе центральных площадей, а потому самое время ввести в отечественное законодательство «цивилизованные» правила, принятые в «европах» - насчет ответственности «оргкомитетов» . Наше законодательство, отметим, БЕСПРЕЦИДНЕТНО свободно в этой части.
Начать можно было бы с ответственности подающих заявку за соответствие числа реальных участников акции той цифре, которая анонсируется (в заявке). Российский закон (как и практически любой «европейский») не зря обязывает организаторов указывать реалистичную цифру - без этого невозможно подготовить меры по обеспечению все тех же мер безопасности, санитарии и т. д. При этом у ряда отечественных политиков нарушение в этой сфере считаются чуть ли не родом доблести. Хотя если оказывается, что в случае какого-нибудь ЧП привлеченных сил полиции, МЧС, да и просто туалетов т. д. оказывается недостаточно, те же самые деятели поднимают невообразимый шум.
То есть организаторы должны нести весьма существенное наказание, например, за кратное превышение численности митинга - с повышающим коэффициентом, если пришлось в спешном порядке менять схемы движения транспорта, привлекать резервы (те же «скорые», уборочную технику и т.д.). Это будет настоящая демократия - организаторы будут свободны, но выбирая рискованные варианты поведения, будут знать, что должны будут, как минимум, возместить потери и издержки (налогоплательщикам, "быдлу", бюджету).

Аналогично и в случае, подобном тому, что случился 4 февраля на проспекте Сахарова. Проспект практически на сутки был перекрыт ради акции, в которой приняли участие не более 200 человек. Кратное преувеличение (в заявке) численности акции, и это не трудно понять, ведет к бессмысленной трате общественных и частных ресурсов и т. д. Здесь организаторам тоже надо дать право выбора: если их самооценка во что бы то ни с стало требует столь дорогих «подтверждений» - они должны возместить городу понесенные затраты, а возможно и отдельно ответить за отылечение сил МЧС, МВД и т. д. При этом не следует обращать никакого внимания на вопли «мы стащили у режима, он не обеднеет!» - как раз устроившим показательные выступления на Сахарова радикал-либералам свойственно, когда «стырили» не они, вопить, что все «украдено у народа», «украдено у москвичей, екатеринбургцев» и т. д.

Но это только начало. Из упомянутых переводов, сделанных стараниями ОП, известно, что как раз в некоторых из европейских «самых что ни на есть» демократических странан встречаются и другие нормы. Суть их, например, в том, что граждане, а равно и организации, подававшие заявку на проведение акции, и преднамеренно нарушившие соответствующие нормы закона или согласованные условия, на пару лет «выбывают из игры». То есть теряют право организовывать какие бы то ни было массовые мероприятия. И это тоже демократия - можно выбрать: соблюдение договоренностей, или два года «отдыха» - за мошенничество. Впрочем, рискуя навлечь на себя упреки «либералов» за склонность к «трусливой постепенности», отметим, что последние из упомянутых мер можно было бы принять когда-нибудь позже - когда в стране опять станет три сотни партий и движений. Ну понятно, да? А то ведь при известной законопослушности наших партийцев всего наличного списка может не хватить даже на пару недель «протеста».

 


Автор
Витвицкий Алексей