Михаил Сергеевич Горбачев очередной раз доказал не просто то, что у него имеется «деловая жилка», но и то, что он очень тонко чувствует рынок.
Начал бывший генсек очень грамотно - вбросил в медиа идею проекта партии, причем сам Горбачев, как было дано понять, намерен участвовать, вложив в дело бренд - т. е. себя как образ, узнаваемый на (политическом) рынке. Остальные партнеры должны добавить недостающее (деньги, членов партии и т.д.).
При этом, разъясняя «Коммерсанту» свое намерение, Михаил Сергеевич раскрыл свою тайную лабораторию, указав, что все дело в чутье: сейчас, мол, "чувствуется явная нехватка такой независимой партии".
Как все помнят, в середине 1990-х на рынке подвизалось немало доморощенных технологов, создававших партийные пустышки «под ключ». Однако их продукт отличался некой усредненностью, грубоватостью, «заточенностью» под среднего (читай - любого) заказчика, а потому во всех случаях выглядел как пиджак с чужого плеча. В случае же с Горбачевым - все совершенно иначе. Автор проекта уже сегодня филигранно точно определил не только важные характеристики продукта, который будет оторван с руками и возместит с изрядной дельтой все издержки производства, но и потенциального потребителя. Как уточнил Горбачев во все том же промо-интервью для «Коммерсанта», "Сейчас (...) политическое поле меняется, в том числе из-за протестных митингов",(...) поэтому возрождать партию он собирается не для себя, а для "тех молодых людей, которые активно заняты на площадях,- им эта партия может подойти по характеру, по манере".
Понятно, что настоящий профессионал никогда не станет создавать «партию под себя» - это будет моветон и конец карьеры. При этом остается лишь удивляться горбачевской точности выбора политического «клиента», которому «пиджак» будет точно впору. Патриарх «перестройки» необыкновенно точно подметил, что из всех, кто присутствовал на арт-«болотках» последних месяцев, с энтузиазмом могут воспринять его новаторский политический дизайн только «молодые», которые не были уже раз покорены очарованием даже раннего Ельцина, не говоря уж о зрелой горабачевской Перестройке классического периода - с ее активным отторжением чрезмерно брутального раннего ельцинского либерализма (и вообще замутняющих общий стиль оппонентов), и изящными вкраплениями страз от памятной Нины Андреевой, неожиданных аксессуаров от Геннадия Янаева и т. д.
Только человек, не знающий рынка партстроительства, может говорить о заявке Горбачева, как о пустом прожекте. И дело тут, прежде всего в том, что не только люди с креативным мышлением (как сам Михаил Сергеевич) чувствуют все открывшиеся возможности и перспективы производства партий (и авторских, и даже серийных). В горбачевской идее уже видят для себя интерес серьезные представители бизнеса. В частности, намерение финансировать партию Горбачева (видимо, на средства, уже сэкономленные на поддержке других проектов того же Горбачева) уже выразил миллиардер Александр Лебедев. Впрочем, как и всегда при встрече денег и творческой мысли, здесь возможны разногласия. Например миллиардер уже заранее хочет видеть проект более масштабным, чем это подразумевает Горбачев, и заявляет, что тут не надо ограничиваться отдельными «авторскими» партиями, а «важно создать единый (целый политический) фланг". И такой подход можно понять - такой продукт даст совсем иную «дельту», и обладает серьезной привлекательностью даже для крупнейших клиентов. Хотя некоторые и могут все это назвать "бренд-сквоттерством".
Одним словом, начинание Михаила Горбачева для знающих людей - явно вдохновляющий знак. Мы, как и многие ценители продукции создателей «партий под ключ» с нетерпением ожидаем появления изящных политических артефактов под брендом бывшего генсека.