Как в лучших демократиях

'Получать иностранные гранты на политику стало невыгодно', - так уже комментируют блогеры принятые Госдумой поправки в законопроект о специальной форме отчетности и маркировании материалов НКО, получавших иностранные гранты на политическую деятельность.

Этот законопроект вызвал масштабный скандал в оппозиционной среде, ряде СМИ и "несогласной блогосфере" - как иронично замечали пользователи социальных сетей, "слишком многие, видимо, были заинтересованы в подобной помощи". Дискуссия о законопроекте развернулась в нескольких плоскостях - кто-то заявлял, что без иностранной помощи российские НКО "захиреют" и не смогут вестернизировать Россию, кто-то опасался "охоты на ведьм" со стороны государства - дескать, во всем мире таких жестких правил в отношении НКО нет. Кто-то ехидничал, что под законопроект подпадут РПЦ и благотворительные фонды - получающие финансовую поддержку в том числе от западных организаций и граждан, а кому-то не нравился сам термин "иностранный агент", который может вызвать негативную реакцию у общества. Впрочем, если здраво подходить к ситуации, такие реакции - из области эмоций и оппозиционной пропаганды. Во-первых потому, что данный законопроект является калькой с действующей в США FARA, маркирующих политических лоббистов и политические НКО "иностранными агентами", не говоря о законодательстве Франции, Италии, и т.п.

Весьма показательно и то, что официальные представители госдепартамента США поспешили не только "озаботиться" принятием закона, но и пообещать политическим НКО "что-то придумать" - ведь после того, как НКО признают себя политическими, они не смогут финансироваться американской администрацией, это запрещает законодательство США. Которая, кстати, публично заявляла о выделении российским оппозиционным СМИ и НКО более 100 000 000 долларов, 25 000 000 долларов - оппозиционным блогерам, не говоря о проектах "теневого интернета для несогласных". Про существующие в российском интернете "сети влияния" из несогласных блогеров даже не напоминаем...

По сути, принятый закон обязывает НКО, которые отчитывались раз в год перед госорганами отчитываться еще и перед обществом - публикуя данные о полученных иностранных средствах на специальном портале. Также материалы политических НКО с зарубежным финансированием (листовки, брошюры, книги, и т.п.) будут, как и в США, маркироваться специальной отметкой о том, что они изданы "НКО, получающим зарубежное финансирование". В случае, если получающие западные средства НКО откажутся регистрироваться, им грозит штраф или даже уголовное дело - что, кстати, гораздо "мягче", чем в США (где по FARA за последние 10 лет были осуждены и отправлены в тюрьму несколько руководителей "НКО-агентов влияния")

Во-вторых, любая стремящаяся сохранить суверенитет страна старается обезопасить себя от политических "агентов влияния" или хотя бы регламентировать их деятельность. В-третьих, законопроект будет действовать лишь в отношении НКО, занимающихся непосредственно политическими акциями, протестной деятельностью и формированием общественного мнения в целях изменения политической ситуации в государстве - не "задевая" благотворительные или религиозные организации. Тем более, что за 2011 год несколько лидеров и известных активистов оппозиции не просто признавали, что их соратники получали западные гранты на борьбу с властью и протестную деятельность, но и приводили факты. И это - не говоря о появившихся в сетях видеозаписях, на которых правозащитники просили у западных дипломатов деньги "на политическую активность, которую подадим как гражданскую" - с целью, например, изменения общественного мнения по передаче Курил или спорных территорий с Швецией. Весьма показательно и то, что официальные представители госдепартамента США поспешили не только "озаботиться" принятием закона, но и пообещать политическим НКО "что-то придумать" - ведь после того, как НКО признают себя политическими, они не смогут финансироваться американской администрацией, это запрещает законодательство США.

Добавим, что обсуждая принятый законопроект президент России предложил увеличить финансирование НКО российским государством с 1 000 000 000 рублей до 3 000 000 000 рублей. Вот только многие оппозиционные НКО ... не обращаются за российскими грантами, предпочитая говорить "государство нас не поддерживает" - хотя в социальных сетях настоящая причина звучит несколько по-другому "в РФ сложная отчетность, не получается отщипнуть от гранта".

Напоследок хотелось бы отметить, что от западных грантов после принятия закона отказывается даже старейшая правозащитная организация России - Московская Хельсинская группа. С таким заявлением выступила ее глава, правозащитница Людмила Алексеева, ранее клявшаяся, что никогда не согласится со статусом "иностранного агента".


Автор
Володин Олег