Эксперты считают, что заявления ряда НКО (например, "Мемориала", "За права человека") о принципиальном бойкоте стауса "иностранного агента, на зарубежные средства занимающегося политической деятельностью" являются правовым нигилизмом. То есть тем самым, в чем эти и другие НКО в некоторых случаях обвиняли российские власти. Кстати, на фоне продолжающегося обсуждения законодательства об НКО прозвучало и заявление опального олигарха Бориса Березовского, эмигрировавшего в Лондон - он признался, что финансировал и будет поддерживать оппозиционные НКО даже несмотря на принятый закон, найдя "лазейки".
Politonline.ru попросил президента института национальной стратегии Михаила Ремизова прокомментировать попытки правозащитников (постоянно призывающих к строгому соблюдению законодательства) отказаться исполнять действующие законы.
-Бойкот закона не только является проявлением правового низилизма. Пока еще нет правоприменительной практики, пока еще не понятно, как будет трактоваться "политическая деятельность", какими будут ответы Минюста за запросы НКО, какой будет судебная практика - до той поры, пока это не выяснено опытным путем, заявлять о бойкоте алогично. Другой момент состоит в том, что понятие инагента в соответствии с этим законом не является дискриминационным, оно лишь фиксирует факт получения иностранных средств на политическую деятельность. В данном случае сами правозащитники идеологизируют проблему. С одной стороны они говорят, что в получении средств на политическую деятельность из-за рубежа нет ничего зазорного (и в некоторых случаях с этим можно согласиться), а с другой - тогда нет ничего страшного, если этот факт станет прозрачным и будет закреплен. Если все упирается в термин "агент" - то проблема не стоит тех копий, которые ломаются. Тем более, что в США также употребляется термин foreign agent и несмотря на то, что в Америке было распространено выражение "агент КГБ" или "агент коммунизма", против маркирования "агентом" НКО там не возражают. Тем более, что в разные периоды своей деятельности те организации, который объявили о бойкоте нисколько не чурались линии на максимальное вовлечение и западных столиц, и межународных организаций во внутрироссийские вопросы - взять хотя бы тот же "Мемориал" во время войны в Чечне. Не секрет, то некоторые НКО прямо или косвенно действовали в интересы зарубежных игроков, безусловно, реалиуя свои ценностно-идеологические цели, совпадающие с ними.
Не будем забывать и то, что закон на то и закон, чтобы не позволять себя бойкотировать. Представьте, что произойдет в США с НКО, бойкотирующим FARA - на этот счет есть серьезная судебная практика. Но здесь, как мне кажется, бойкотом НКО скорее прощупывают границы правоприменения, реакцию Минюста и правохранителей на их отказ в регистрации, осуществляя этим бойкотом своеобразное зондирование "какова будет реакция, ее тяжесть, как все будет происходить с юридической стороны".
Кстати, Минюст России уже пояснил, что бойкот действующего законодательства со стороны НКО приведет к приостановке их деятельности.
"Деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, но не исполнившей названное требование Закона, приостанавливается решением уполномоченного органа на срок не более шести месяцев", - заявили в Минюсте. "Ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, будет установлена Уголовным кодексом РФ", - пояснил он и напомнил - отчет о получении иностранных средств на политическую деятельность НКО будет предоставлять не столько чиновникам, сколько обществу в целом.
Позицию Минюста разделяет и член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов, прокомментировавший Politonline.ru последние события вокруг законопроекта об НКО-иностранных агентах.
- Меня очень удивило выступление главы "За права человека", правозащитника Льва Пономарева на одном из радио. Он от души так выражал "А вы спросили США, хотят ли они считать меня своим агентом, давая деньги Может, они деньги хотя давать, а агентом считать не хотят". К сожалению, ряд НКО, работающих на западные деньги откровенно лоббируют политические интересы других государств. Что же касается реакции Минюста, я считаю необходимым обеспечить исполнение этого закона, как это делается за рубежом. Кстати, в случае с заоном происходит разрыв логики и правозащитникам будет сложнее отстаивать нравственность своей позиции. Им просто достаточно задать вопрос "Почему, говоря о строгом соблюдении законодательства, требуя этого вы делаете исключения для себя"?