Фонд развития гражданского общества обнародовал доклад "Рунет сегодня", в котором отражены не только результаты исследования абсолютных и качественных параметров российского сегмента Интернета (и его аудитории), но и ряд серьезных прикладных моментов. Среди них - аргументированные прогнозы относительно «политического» использования Сети в уже ближайших федеральных избирательных кампаниях и т. д. В частности, авторы доклада считают, что интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет и, скорее всего, выборы депутатов Госдумы в 2016 г. и выборы президента России в 2018 г. пройдут в условиях, где главная роль будет принадлежать Сети. При этом большая часть Рунета к тому моменту будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами страны и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах. То есть популярные площадки (Facebook, Twitter и YouTube) к тому моменту могуть стать центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил.
Такие прогнозы обосновываются, прежде всего, на изменении показателей по охвату россиян «точками доступа» (в широком смысле) в интернет и ростом доверия аудитории к информации, размещенной в Сети.
По «охвату» граждан интернетом Россия выбилась в европейские лидеры - 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет). При этом важно, за счет кого происходит прирост - 93% граждан из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не жители Москвы и Петербурга. Не менее важно и то, что заметно возросла доля россиян, ежедневно выходящих в Сеть - только за прошедший год эта доля выросла с 33% до 38%. Вместе с тем, отмечается и рост доли мобильного доступ в интернет - планшеты и смартфоны в ближайшие годы станут столь же распространенными инструментами для доступа в Сеть, как и персональные компьютеры.
С точки зрения «доверия» к интернету как источнику информации (в сравнении с «традиционными» СМИ), ситуация также весьма быстро и характерно меняется. На сегодня, согласно опросу ВЦИОМ, среди своих источников информации интернет называют уже 59% россиян. Однако он при этом пока находится лишь на третьем месте по популярности, уступая центральному ТВ (98%), прессе (70%), но обгоняя радио. Примерно та же картина и с собственно доверием к получаемой в Сети информации - оно (для политического воздействия) уже достаточно велико (64%), но гораздо ниже, чем к информации центрального и регионального ТВ (по 78%), прессы (70%) и радио (72%). Впрочем, цитируются и данные Synovate Comcon, согласно которым в прошлом году о доверии тому, «что пишет интернет», заявили лишь 40% (что для полит-технологов все равно очень существенно). Однако, независимо от темпов роста, уровень доверия к информации из Интернета, в отличие от традиционных медиа, все же стремительно растет. И потому в ближайшие годы Сеть имеет шансы стать для россиян основным источником получения информации.
В докладе также весьма подробно отражен и весьма существенный момент - посредством каких интернет-ресурсов и платформ россияне предпочитают получать и передавать информацию. И здесь исследователями были отмечены следующие тенденции.
- Почти все активные пользователи Рунета зарегистрированы в социальных сетях, активность в которых занимает более половины от общего времени, проводимого в Сети ... "Исходя из того, что в настоящее время Vk.com опережает Facebook почти в 8 раз по посещаемости, пока именно эта сеть сохраняет свое доминирующее положение на российском рынке, однако, слабо контролируемый ресурс "ВКонтакте", также представляет определённую угрозу информационной безопасности;
- Снижается роль крупных медийных порталов. Mail.ru рискует повторить судьбу "Рамблера", который ранее уже потерял большую часть своей аудитории;
- Массовые пользователи перестают вести классические блоги, уходя в Twitter и социальные сети, однако "большие" блоги профессионализируются, конкурируя по качеству, уникальности контента и размеру аудитории с Интернет-СМИ;
- Существенно изменилась система распространения информации в Сети. Важную роль в формировании "информационных волн" стал играть Twitter. Видеохостинги и блоги потеснили традиционные и Интернет-СМИ в качестве площадок публикации контента.... При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера;
-YouTube фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. Видеозаписи, размещенные на нем, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. Администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности.
- Новостные агрегаторы по-прежнему является одним из системообразующих элементов информационного пространства. Однако в ряде случаев отображаемые пользователям материалы "носят необъективный характер, а пользователям зачастую предлагаться преимущественно политически-ангажированный контент".
При такой популярности (и иногда политической ангажированности ресурсов) а также все более серьезной роли интернета как поставщика информации, весьма большое значение уже имеет то, под чьим контролем находится тот или иной информационный канал. Этот вопрос также рассмотрен в докладе весьма подробно.
Прежде всего там отмечается, что вопреки всем разговорам о непривлекательности российских активов, несовершенстве законодательства и т. д. различные американские фонды и корпорации забывают об этом, если речь идет об интернет-компаниях - «Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает". При этом в качестве примера приводится «Mail.ru Group" (которая контролирует Mail.ru, «Одноклассники», крупный пакет «Вконтакте»), в структуре которой южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent - 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE. Кстати и другая крупнейшая российская компания в этом секторе - «Яндекс» также упоминается в этой связи с указанием, что там "похожая ситуация".
Впрочем сложность ситуации определяется не только структурой акционерной собственности. В докладе отмечается, что многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции. Тот же "Яндекс" официально зарегистрирован в Нидерландах, а "Вконтакте" переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.
Однако, как было указано, российские (с оговорками) ресурсы и платформы - не чемпионы по популярности у российских пользователей интернета. И авторы доклада обратили внимание на тот факт, что "К настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter)." А это, в свою очередь, приведет к тому, что "при сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах". Последнее, безусловно, весьма серьезно с точки зрения сохранения контроля над ситуацией в государстве, и авторы доклада подробно разъяснили, почему:
«Сами глобальные социальные сервисы - Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил. В период зимы 2011 - весны 2012 года на пространстве Рунета также были "протестированы" многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах. В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама".
Следует отметить, что структура доклада неизбежно логичнее и сложнее, чем у его краткого изложения. И в рамках отдельных главок там раскрыты несколько неожиданные для широкой публики «прикладные» моменты якобы «специальных» проблем. В качестве примера можно указать отмеченный в докладе тренд «ручной модерации» новостей новостными агергаторами - тем же «Яндексом» или «Mail.ru". То есть при отмечаемой для Рунета системообразующей роли агрегаторов последние предлагают (и будут предлагать в еще большей степени) продукт, «политически ангкажированный» и т. д. Похожей проблеме, кстати, посвящена и еще одна главка - «Политическая радикализация новостных порталов». При этом в докладе нашли отражение и другие вопросы - от конкуренции мессенджеров и интернет-браузеров (которые давно превратились, как и соцсети, в инструмент сбора информации о пользователях) до проблемы отсутствия национальной операционной системы (эту проблему называют надуманной лишь нечувствительные к вопросам национальной безопасности журналисты).