Помните стишок про 10 негритят? Применительно к Pussy Riot он звучит примерно так: «Трое негритят, вдруг, в клетке оказались, один не захотел, они вдвоем остались».
Самуцевич в самый последний момент - а кассационная инстанция Мосгорсуда таковым и является, ведь именно после нее приговор вступает в законную силу - решила соскочить с прежнего адвокатского состава, упорно тянувшим дело по проторенным политическим рельсам.
Новая защита Самуцевич быстро перевела стрелки на юридическую «узкоколейку», в результате чего одна из Pussy оказалась на свободе, а две другие «поехали» дальше - в колонию общего режима.
«Суд 1-й инстанции нарушил ст. 299 УПК РФ и не определил роль и степень участия Самуцевич, не индивидуализировал ее действия, несмотря на то, что они существенно отличаются от действий других участниц. Она не пела, не выкрикивала бранных слов и находилась на солее не более 15 секунд, после чего была выдворена охраной. Таким образом, Самуцевич не успела совершить ни одно из действий, квалифицированных судом, как хулиганство», - пояснила другую тактику новый адвокат Ирина Хрунова.
Старая защита о трех головах - Волкова, Фейгин и Полозов - о подобных нюансах не знать не могла, однако предпочла ни для кого не делать исключения и фактически обрекла Самуцевич на «братскую могилу» под названием Pussy Riot.
Вот только та «помирать» не захотела, пусть даже и под громкую, политическую «музыку». Вспомните анекдот: «Вы отличный адвокат - здорово «развели» судью, дал всего-то два года! Вы не представляете, чего мне это стоило, ведь он поначалу вообще намеревался вас освободить!»
Адвокатский «Горыныч» ныне находится в глупом положении - если выходит Самуцевич, значит, выходит, что все три «говорящие головы» напрасно старались. Это как продюсер, долгое время втолковывающий девчачьему коллективу, что ради аншлага та должна любить ту, и вдруг, в самый, ответственным момент услышавший: «Не хочу быть лесбиянкой». Понятно, что после столь кардинальной «смены ориентации», весь созданный имидж вкупе с брендом, которые, между прочим, денег стоят, стремительно летят под откос.
«Впросаке» пребывают и уже сформированные фанаты группы. «Милосердие» прет из всех интернет-щелей: «Екатерина Самуцевич получила свободу за счет дискредитации кампании в защиту Pussy Riot" - пишут здесь. «Позор! Зря ее выпустили» - считают тут тут. «Она «слила протест» и подставила Надю, Машу и адвокатов» уверяют в твиттере.
В общем - караул, нас кинули и не поймали! Сама «предательница» в интервью СМИ попыталась объяснить, что все хорошо и никакого раскола в коллективе не существует: «Они (Толоконникова и Алехина) поздравили меня, они были очень довольны и пожелали мне всего самого лучшего. Мы обнялись, и были все очень счастливы» - рассказывает подробности Самуцевич и здесь же утверждает, что панк-группа еще продолжит свои «гастроли»: «мы не закончили и не собираемся прекращать протестовать». Главное, говорит, она, чтоб нас дальше, как того цыпленка «не поймали и не арестовали». Вот те раз, а как же классика - это что стоять за правду, ты за правду посиди?
Здесь не пожелание Самуцевич тюрьмы, здесь издевка над ее попыткой сохранить за собой статус «революционерки». Все, присутствующие на заседании Мосгорсуда обратили внимание не только на иную тактику защиты, но и на само поведение Самуцевич - в отличие от «боевых» подруг она не перечила судье и общалась без всякой политики только по существу кассации, явно рассчитывая на смягчение приговора.
Теперь, постфактум, она старается уверить, что осталась такой же «Pussy". То бишь и рыбку съела, и в тюрьму не села - слишком уж неудобная позиция для всех, когда одним нужно полное раскаяние, а другие требуют сакральной жертвы.
Долго стоять в «раскоряку» не выйдет - придется, или возвращаться обратно в «клетку», ради высокого звания «узницы совести», либо, по умолчанию признать, что Pussy Riot в прежнем составе закончился.
Михаил Синельников