Для кого закон не писан

Организация с громоздким названием «Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Россия» (сокращенно ТИР) отказывается выполнять российский закон об НКО, то есть регистрироваться в качестве «иностранного агента». Почему - указывается в специальном заявлении по нескольким аспектам, от лингвистического до юридического. Читаем:

«Прежде всего, слово «агент» означает либо выполнение прямых заданий некоего «патрона» («принципала»), либо деятельность в его интересах. Поэтому, признав себя «иностранным агентом» организация фактически должна признать, что она не работает на пользу своей страны - России, а преследует интересы иностранного государства».

Давайте посмотрим, что же за «патроны» в нашем ТИРе. Главным спонсором тут является USAID - независимое агентство федерального правительства США. Подобное сочетание - «независимое» с «правительством» - уже самое по себе странное, все-равно, что «целомудренная проститутка».

Особенно с учетом того, что главный начальник USAID вкупе с заместителем назначаются американским президентом и обязаны действовать в тесном сотрудничестве с госсекретарем США. Что сие означает на практике отчетливо видно на таком примере соседей.

«Охотой на ведьм» окрестила «Трансперенси Интернешнл» расследование деятельности Юлии Тимошенко, хотя ранее неоднократно указывала на возросший за годы ее «премьерства» уровень коррупции.

Из чего следует - есть «плохие коррупционеры» и «хорошие». А позже в унисон пропел пресловутый госдеп США: суд над Тимошенко является «политически мотивированным процессом над представителями оппозиции». Надо же, какое совпадение двух «независимых» мнений!

Однако вернемся в наш ТИР, который тоже «стрелял» по российской коррупции американскими грантами до 1 октября 2012 года, когда USAID вежливо «попросили» из России по новому закону об НКО. Понятно, что «стрелкам», уход основного «кошелька» из которого покрывалось более половины расходов, категорически не понравился. И они устроили правозащитный «бунт» - беспощадный, но осмысленный:

«Требование заявлять о себе как об организации - иностранном агенте, нарушает принцип, закрепленный в статье 51 Конституции России: «Никто не обязан свидетельствовать против себя».

Вот уж во истину - на всякого мудреца довольно простоты. Вроде бы никто их в «шпионаже» (либо в чем другом) не обвинял, а они под него сами «подписываются». Ну, или по крайней мере, аппелируя в данном контексе к 51 статье Основнго закона, ведут себя, словно люди, стесняющиеся собственных ФИО . «Как фамилия?» «Не скажу, она меня обличает». «Да в курсе мы, товарищ Импотентов».

ТИР не скрывает дальнейших намерений: «Все разногласия и споры с уполномоченными органами российской власти по вопросам применения закона «об иностранных агентах» в отношении нашей организации мы будем разрешать в установленном порядке в российских и международных судебных инстанциях».

Другими словами, если нас «пошлют» здесь, мы пойдем в какой-нибудь Страсбургский суд, благо Конституцией РФ установлен «примат международного права над национальным»: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (статья 15).

В этой связи особо интересен один из подписантов заявления ТИР - Михаил Краснов, по совместительству один из авторов российской Конституции, гарантирующей вышеупомянутую норму, прокомментированную не кем-нибудь, а председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным так: «Для того чтобы национальное государство отдалось в руки международного правосудия, оно должно быть разгромлено или же поставлено в такую зависимость от международных инстанций, при которой нельзя уже говорить ни о каком суверенитете».

Вы можете себе представить, что Вашингтон отказывается от каких-либо своих правил (к примеру, отменяет тот же, но американский «Закон о регистрации иностранных агентов») только потому, что они идут вразрез с международной юрисдикцией?

А сегодняшний защитник ТИР Краснов в 1993 году, видимо, представлял себе такое положение вещей, но по отношению к Москве, довольно отчетливо. И вот пригодилось.

Сергей А. Ларин


Автор
Володин Олег