СМИ сообщают, что «за город без наркотиков» подписалось более 70 тысяч человек, включая миллиардера Михаила Прохорова, певицу Аллу Пугачеву, художника Андрея Бильжо, актера Леонида Ярмольника, рок-музыканта Андрея Макаревича и т.д. Об этом объявил сам глава одноименного фонда Егений Ройзман, намеревающийся лично доставить «автографы» из Екатеринбурга в Москву, чтобы они точно дошли до главного адресата - Владимира Путина. Как обычно - велика Россия, а написать, кроме президента, некому, потому к нему и призыв - остановить «беспредел силовиков» вокруг Фонда и сохранить «Город без наркотиков».
«Беспредел силовиков» - это обвинения против Ройзмана в том, что он удерживает в реабилитационных центрах наркоманов силой и в «нечеловеческих условиях», отчего некоторые даже умирают. Как пример, приводят случай с Татьяной Казанцевой, которая после «лечения» у Ройзмана, прямиком отправилась в мир иной. Впрочем, в медицинском заключении говорится, что Казанцева умерла от вирусного минингита. Следствием - во всех смыслах - этого, стали обыски в помещениях Фонда, задержание ближайших соратников и открытие уголовных дел.
«Меня удивляют уральские силовики - вместо того, чтобы помочь Ройзману, ему почему-то мешают и тем самым, заставляют думать, что им выгодно, когда под носом шуруют наркоторговцы», - мотивировала свой автограф Алла Пугачева. Хотя могла бы не объяснять - понятно, что там, где Ройзман, Прохоров тоже неподалеку, а от него и до Аллы Борисовны рукой подать. По всей видимости, эта «партия» будет еще долго держаться друг друга.
Но в данном конкретном случае личные симпатии дело десятое - потому как, речь о «святом». Не надо быть «другом Ройзмана», чтобы искренне подписаться за «Город без наркотиков», в каком бы уголке страны этот город не находился. Все равно, что собирать подписи против Зла - «ручка» ни у кого не дрогнет. Другой вопрос, кто и как этими благими намерениями распорядится...
Вот абзац из «Московского Комсомольца», где криминальный авторитет рассуждает о «Политике по понятиям»: «Патриотические чувства братвы нужно использовать в созидательном плане. В пример можно привести того же Евгения Ройзмана. В прошлом он - типичный бандит из 90-х. Вот в Сагре он действовал как член ОПГ или как гражданский активист? Как активист, но ему было гораздо легче, потому что он эту ситуацию просчитал на раз. Отребье, наехавшее на Сагру, столкнулось с тем, что у фонда есть серьезная силовая составляющая и бронепоезд из 90-х, который стоит на запасном пути».
Сам Евгений Ройзман не отрицает, что имеет, скажем так, очень обширный круг знакомств, позволяющий ему добиваться поставленных целей. Прикиньте сами - человек позиционирует себя борцом с наркомафией, с «купленными ментами», да еще и в политике «светится» - из вышеперечисленного списка и одного более чем достаточно, чтобы жить «плохо и недолго».
Тем не менее, Ройзман почти чертову дюжину лет выступает, а главное активно действует против «дури», а щупальца «спрута» все-никак его «не нащупают». Чудес не бывает - откуда поддержка? По некоторым данным он уже имеет самый высокий ретйинг среди потенциальных кандидатов в мэры Екатеринбурга - почти 25 % и вздумай он выставляться будьте уверены, за него проголосуют еще как! Всем политическим оппонентам рот заткнет: «Кто против меня, тот за наркотики!» - и попробуй возрази.
Очень соблазнительно решать проблемы чужими руками и кардинально. Примеры в нашей истории уже были, когда власть дала уголовникам карт-бланш над политическими в зонах: вы нам порядок, мы вас не трогаем. И как-то потихонечку, с годами получилось, что звание «вора в законе» встало вровень с партийным секретарем и сложилось два параллельных мира, которые пересеклись в 90-х.
Сейчас тоже можно настроить в России бараков для наркоманов и поставить над ними «ройзманов» - большинство населения только «спасибо» скажет, Прохоров денег даст, а Пугачева с благотворительными концертами выступит. Чиновники вздохнут с облегчением - одной заботой меньше, а Евгений Ройзман превратится в «икону», у которой уже не поинтересуешься «за мотивацию».
А пока расклад следующией - если, глава «Города без наркотиков» тот, за кого себя выдает, повезло, значит, городу. В противном случае - окажутся «наркотики без города». Чтобы, не играть в эту «политическую рулетку» каждый раз, реабилитанция наркоманов должна стать заботой государства, а не частной лавочки, чем бы та не руководствовалась.
Ройзман утверждает, что действует исключительно по методике Макаренко (помните, «Педагогическую поэму» и «Путевку в жизнь?»), но здесь несомненное лукавство - педагог, перевоспитывавший трудом, работал не по собственной инициативе, а по мандату Советской власти. И ни у кого не возникало вопросов, зачем он возится с беспризорниками.
Михаил Синельников