Дело об организации массовых беспорядков в России, фигурантами которого проходят активисты Левого фронта, обрастает новыми подробностями. Следователи утверждают, что оппозиционеров готовили за рубежом специалисты по организации массовых беспорядков.
Как сообщил официальный представитель СК РФ, ведомство располагает неопровержимыми доказательствами, в том числе свидетельскими, подтверждающими серьезность намерений фигурантов уголовного дела организовать массовые беспорядки в стране. "В частности, у следствия есть данные о том, что сторонники фигурантов этого уголовного дела проходили специальную подготовку за пределами Российской Федерации по обучению организации и проведения массовых беспорядков с целью свержения государственного строя на примере организации "цветных революций" в других странах", - заявил он.
На эту новость немедленно отреагировала проходящая по "болотному" делу и объявленная в федеральный розыск активистка "Солидарности" Анастасия Рыбаченко. "Вот уже больше месяца, как в Следственный Комитет постоянно вызывают на допросы участников прошедшего в начале 2012 года тренинга в Литве.
Из их показаний пытаются состряпать очередное уголовное дело против оппозиции", - написала она у себя в блоге, утверждая, что прошедший в Вильнюсе в феврале 2012 года "тренинг для наблюдателей на выборах" "был абсолютно типичный и рядовой". Ну а то, что он состоялся в период активизации митинговой активности оппозиции, так это просто совпадение.
"Тренинги для блогеров, для журналистов, для госслужащих и вообще во всех сферах и самым разным проблемам проходят постоянно и в любое время года", - продолжает отмазываться Рыбаченко, в качестве последнего аргумента приводя тот факт, что "иностранцы приглашают даже единороссов, чтобы рассказать о том, как удачно они строят демократию в своей стране".
Приглашать-то, может, и приглашают, но только тренинг тренингу рознь. И, как показывает практика, на выездной семинар для несистемной оппозиции попасть крайне сложно. Равно как найти и какие-либо отчёты о его проведении. Вот и приходилось журналистам довольствоваться агентурными сведениями. Коих, впрочем, было достаточно для того, чтобы составить общее представление о проведённом мероприятии.
Как сообщил Politonline.ru источник в СК РФ, "даже в том случае, о котором говорит госпожа Рыбаченко были курьезы - например, место проведения семинара стало известно благодаря check in одной из его участниц, а другая участница выложила для друзей видеозапись акции, сделанную тайком на второй мобильный телефон". Также представитель следствия заметил, что речь идет и о других семинарах и конференциях, "на которых и в кулуарах происходило обсуждение и обучение будущих революционеров, причем есть документальные доказательства этого". Подтвердить или опровергнуть, что такими доказательствами являются аудио- или видеозаписи источник отказался.
В России главным "тренером" несистемной оппозиции считался Национальный демократический институт (NDI), регулярно проводящий "дружеские посиделки" с российскими оппозиционерами, рассказывая, как лучше проводить работу по созданию нездоровой обстановки в регионах. Так, например, в 2006 году в руки прессы попал "раздаточный материал" одного из таких семинаров, из которого следовало, что наставники из НДИ обучали членов Народно-демократического союза Михаила Касьянова методам работы в российских регионах с целью вызвать там недовольство федеральной властью.
Частыми гостями на этих тренингах были эксперты из числа организаторов "цветных революций", представляющих сербскую "Отпор", грузинскую "Кмара" и украинскую "Пора", которые делились практическим опытом подготовки антиправительственных выступлений. В том числе и "наблюдения" за выборами, включающего в себя технологию "параллельного подсчета голосов" в ходе избирательных кампаний. Суть её проста и эффективна. Около избирательных участков наблюдателями от "оппозиции" организуется независимый подсчет голосов, результаты которого должны выявить "фальсификацию" выборов. И всё бы хорошо, однако результаты этих опросов заранее подготовлены организаторами. Так в феврале 2006 года в Белоруссии была пресечена незаконная деятельность общественной организации "Партнерство", в офисе которой были обнаружены листовки с результатами наблюдения независимых экспертов за ходом выборов, в которых победа отдавалась кандидату от оппозиции. При этом до выборов оставалось еще более 20 дней.
Есть и более свежие примеры проведения такого рода "тренингов". Но отсылкой к 2006 году хотелось бы подчеркнуть системность их проведения и содержания.
Что же касается, как утверждают оппозиционеры, попыток СК РФ "состряпать" новые дела против противников действующей власти, то здесь есть некоторое противоречие с действительностью. В частности, на днях стало известно о возможном прекращении следственных мероприятий в отношении трёх фигурантов дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года. Как заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" координатор проекта "Росузник" Сергей Власов, речь идет об Олеге Архипенкове, Рихарде Соболеве и Федоре Бахове, которые, в отличие от остальных обвиняемых по "болотному" делу, находятся под подпиской о невыезде.
Но буквально следом пришла новость о вызове Рихарда Соболева в качестве свидетеля в ФСБ в рамках нового дела. Как сообщается, оно связано с "болотным" делом и содержит обвинение в "публичных призывах к свержению конституционного строя". Но если даже оппозиционеров привлекут по новой статье, претензии невоздержанным на язык молодым оппозиционерам предстоит предъявлять только самим себе. По крайней мере, мировая практика достаточно однозначно трактует такие дела.
Так, в сентябре этого года французский суд приговорил 35-летнюю гражданку Франции к году ареста за неоднократные угрозы в адрес экс-президента Николя Саркози. В Польше под суд отправили Роберта Фрыча - создателя сайта с материалами, высмеивающими президента Польши Бронислава Коморовского. Отправиться в тюрьму на пять лет за решеткой может и 21-летний американец Донт Джамару Симс, разместивший на своей странице в Twitter запись про винтовку, ствол которой он с удовольствием бы приставил ко лбу действующего президента США.
Вообще-то, "болотные" должны были бы радоваться такому положению дел. Ведь, по сути, происходит именно то, за что они выступают на митингах: примат законности. И если они уверены в том, что говорят, делают и пишут, то теперь им предоставляется уникальная возможность либо доказать свою правоту, либо понести заслуженное наказание. Впрочем, последний вариант они отвергают, считая такой исход очередным проявлением "кровавости" режима.