Фиговая политика

Принятие Сенатом США, так называемого, закона Магнитского, взамен отмены «пустой» ныне поправки Джексона-Вэника сродни объявлению дипломатической войны. Поясню.

После вступления России в ВТО, реликт «холодной войны», введенный аж в 1974 году стал мешать не столько нам, сколько им: ограничение на свободу торговли юридически (фактически «поправка» давно не действовала) дамокловым мечом нависло над интересами американского бизнеса. Убрать Джексона-Вэника «просто так», вроде, как «прогнуться» перед Москвой, поэтому был найден, на первый взгляд, «железный повод» для избирательного «железного занавеса», теперь уже с той стороны.

Кто бы спорил - «козлы» (по новой терминологии, введенной премьер-министром РФ), виновные в смерти юриста фонда Hermitage Capital в СИЗО «Матросская тишина» должны ответить, но только по юрисдикции той страны, где они совершили преступление. Иначе, «месть за Магнитского» будет иметь очень мало общего с «верховенством закона», которым так озабочены в США. Правда, на Капиталийском холме не уточнили, ЧЕЙ именно закон должен «верховодить», хотя по логике развернувшихся событий, ясно чей.

Ну, хорошо, пусть Америка «самая-самая» защитница прав человека на планете. Тогда разумно возвести новые правила в абсолют и не для кого не делать исключений. Или в Китае, арабском мире, африканских племенах мало нарушений на заданную тему? Вот бы и составить единый «список Магнитского» разом для всего мира, чтобы любой «нарушитель», независимо от подданства, в случае чего знал - ждут его кары заокеанские. Но, нет, администрация США ссориться, ради абстрактного торжества добра над злом со всеми царствами-государствами, не собирается - не прагматично. Решили «отПОГРАНИЧИТЬся» Россией.

Но даже в этом случае, можно было бы обойтись гораздо «меньшей помпой», а не гнать эскалацию цистернами. Считаете вы кого-то виновным в смерти Магнитского - просто опустите шлагбаум перед конкретными персонажами. И объяснять-то нечего не придется - вон Кобзона, уже который год лишают визы США лишь по одному подозрению в связях с «русской мафии».

А вот, что мне рассказал другой «американский не въездной» Анзори Аксентьев: «В 1994 году я обратился к тогдашнему президенту Америки Клинтону с открытым письмом, где призвал его остановить развитие нового идеологического оружия под названием «русская мафия». Мое послание прочитали, и с тех пор я для США персона нон грата».

Суть данного рассказа в чем? Не в том, кто мафия, а кто нет. Тут тоже самое: захотели - пустили, захотели не пустили, НО без всякого введения каких-либо дополнительных препон. Да что там - возникнет в посольстве подозрение к какой-нибудь, например, эффектной блондинке, что та потенциально возжелает остаться в США - и все, гуд, бай Америка, где я не буду никогда.

Тогда уж по каждой оказии следует отдельный перечень заводить: «список Магнитского», список «русской мафии», список «эффектных блондинок» и т. д., и т. п. Иначе, тем же «блондинкам» обидно - кого из-за Магнитского не пускают, хоть понятно в чем причина отказа...

Почему в данной ситуации нельзя промолчать? Потому, что сейчас «дипломатично напали» не на отдельных людей, кем бы они не являлись у нас. Кобзон - на секундочку - депутат Государственной Думы, и, если бы конгрессмена США завернули из России, только лишь по одному подозрению в связях с «американской мафией», то Госдеп, наверняка, закатил бы истерику. Однако в российском МИДе из-за «частных случаев» долго время предпочитали не обострять отношения с США, пока «частное» не стало тенденцией, да к тому же, принявшей юридическую форму.

Здесь, как при грубом наезде: промолчал, «потерял лицо», снес оскорбление - значит «слабак», можно «нагибать» и дальше. А уж повод найдется - и чем возвышенней будет «оболочка», тем циничнее сущность. Не исключено, что кто-то всерьез полагает - только, ради, погибшего человека по имени Магнитский, Америка встала в позу. Но тогда, почему он? Чем, «хуже» Ходорковский, Политковская, Эстемирова?

В Государственную Думу внесен законопроект, поддержанный депутатами всех четырех фракций (редкое единодушие для нашего парламента), предусматривающий запрет на въезд в Россию и ведение бизнеса на территории РФ в отношении граждан США, совершивших правонарушения против россиян (незаконные задержания наших соотечественников, убийства усыновленных детей и т.д.).

Некоторые смеются над адекватностью «симметрии», дескать, мы без них и они без нас - это две большие разницы. Наверное, в недалеком прошлом, так оно и было, а нынче, сам кандидат в президенты США Мит Ромни, прославившийся антироссийской риторикой, считает не зазорным отправлять сына в Москву в поисках инвестора для семейной фирмы Excel Trust, причем аккурат перед выборами - слова словами, а дела делами. Лучше уж потерять голоса своих избирателей, чем - собственные деньги.

А потом, не стали бы американцы, перед «Магнитским» «Джексона с Вэником» отменять, если бы сами не угодили в ловушку, созданную под СССР и теперь грозящую проигрышем российских рынков Европе и Китаю. Решили сразу и «рыбку съесть», и права человека защитить, сохранив при этом «фигу в кармане». Что ж, на каждую фигу, придется искать персональный кукиш, иначе «фиговая политика» станет преследовать нас постоянно.

Михаил Синельников


Автор
Володин Олег