О мотивах, толкнувших "лимоновца" Долматова на самоубийство в нидерландской тюрьме, можно только догадываться. Но вряд ли сам несостоявшийся политбеженец предполагал, что его поступок вызовет раскол в российском протестном движении, участники которого до хрипа спорят о том, кто же во всём виноват.
Активист "Другой России" Александр Долматов сбежал в Нидерланды в июне прошлого года. По словам оппозиционера, покинуть Россию он решил, опасаясь стать фигурантом дела о массовых беспорядках в ходе "марша миллионов" 6 мая 2012 года на Болотной площади. Сам Александр на Болотной разумеется, был. И даже был задержан по статье 19.3 Административного кодекса (неповиновение).
Других обвинений против нацбола не выдвигалось и дальнейшее известно только со слов самого Долматова, заявившего о том, что за ним "следят сотрудники спецслужб", а на работе на него якобы "оказывается серьёзное давление". После того, как он - будучи несекретным специалистом по невоенным двигателям, пусть и в оборонном НИИ отказался сдать загранпаспорт. В общем, стал ли его выезд за рубеж следствием холодной расчётливости или же банальной мании преследования, которая становится, похоже, профессиональным заболеванием современных оппозиционеров, но определённая логика в его действиях была: мало того, что активный участник оппозиционного движения, так ещё и сотрудник оборонного предприятия.
"Это ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", я был ведущим конструктором по проекту. Информацию о продукции предприятия можно посмотреть на его сайте, а чем именно я занимался, я бы предпочел не говорить", - рассказывал Долматов, видимо предполагая, что именно этот самый таинственный аспект его деятельности и заинтересует западные спецслужбы, могущие оказать содействие не только в получении им статуса политбеженца, и, чем чёрт не шутит, поможет материально.
В общем, так или иначе, но в предоставлении Долматову политического убежища было отказано, после он и свёл счёты с жизнью. Причём, по свидетельству руководителя международной сети по борьбе с расизмом United Гирта Атиса, в голландской тюрьме Александр предпринял три попытки суицида, последняя из которых оказалась результативной.
Не исключено, что крушение всех планов действительно негативным образом сказалось на психике нацбола. Но решив свою собственную маленькую проблему, Долматов создал гораздо большую, спровоцировав "болотную" оппозицию на рассуждение на тему "кто виноват?"
Европейские правозащитники и часть российских оппозиционеров поначалу принялись обвинять во всем власти Нидерландов. "Мне всегда было не понятно как был возможен фашизм в Европе. После трагедии Долматова это становится понятно. [...] Европейцы, которые в свое время сдавали евреев гитлеровцам ничем не лучше тех, которые посадили Долматова", - пишет Евгения Чирикова.
"Подумал, что если до самоубийства Долматова довели голландские чиновники, то формально они подпадают под закон Магнитского", - развивает мысль Олег Козловский.
"75 тысяч голландцев воевали в рядах Ваффен-СС во вторую мировую, да ещё 25 тысяч фламандцев и 15 тысяч валлонцев, они ведь тоже нидерландцы. Эти цифры показательны, потому что, к примеру, французов в Ваффен-СС было 22 тысячи. Голландия одна из первых всегда поддерживает военные авантюры Соединённых Штатов, легка на подъём если дело идёт о войне. Агрессивны и воинственны. Так что, будем список Долматова составлять?" - задается вопросом Эдуард Лимонов.
Но кое-кто сообразил, что записывать всю Голландию оптом в список Магнитского было бы шагом политически неверным. "Наверняка окажется, что в этой смерти много кто виноват, - пишет Дмитрия Ольшанский, называя в их числе голландский суд, родственников и друзей, которые "проявили непонимание" и т.д. - Все это еще обязательно скажут, напишут и перечислят. Но слушать все это не надо. Потому что в этой смерти виновата наша власть. И точка".
В принципе, если развивать логическую цепочку в таком направлении, то вообще-то поиск виноватых стоит начинать с г-на Лимонова, не без помощи которого Долматов и оказался в итоге в голландской тюрьме.
А то и с самого Долматова, который, по мнению многих, своим побегом фактически предал своих товарищей по "болотному" протесту. "Он мог не разбираться в политике, но он был участником радикальной партии "Другая Россия", которая всегда нацеленна агрессивно к действующей власти. Получается, что участник радикальной партии оказался настолько не радикален, что даже побоялся ответить за себя, а не за партию. Одного только обыска было достаточно, чтобы он убежал из страны. Это человеческая слабость. Баронова вон, ничего, сидит за линуксом, плачет в твиттер что всё изъяли. Но он оказался ещё слабее. Он покончил жизнь самоубийством. Он предал родню, семью, близких. Он предал своё дело. Он предал товарищей, с которыми обещал идти до конца - на баррикады. Он предал самого себя", - пишет maninshadow. Вот только обыск, который прошел у Долматова не означает ареста - достаточно вспомнить, сколько обысков происходило у тех же антифа, у Собчак, у националистов, и... большинство фигурантов обыскивались как свидетели - и не только находятся на свободе, но и вполне себе "выездные".
Парня, безусловно, жаль. В конце концов, жизнь, штука крайне извилистая, и бесшабашные панки становятся респектабельными бизнесменами, а бескомпромиссные критики власти обнаруживают в себе таланты к занятию чиновничьей службой. А пока лишь можно удивляться бескомпромиссности российских оппозиционеров, готовых составлять расстрельные списки хоть каждый день, записывая в них страны, народы, континенты...
Редакция