Колумнист Openspace.ru Олег Кашин опубликовал в своем Facebook предсмертную записку Александра Долматова к своей матери. В ней инженер и экс-лимоновец заявил, что не может предать Родину, призвал не слушать всяких деятелей, попросил выдержать его смерть, призвал верить в Бога и написал, что Россия сильна как ни одна другая страна и будет еще сильней. Эту записку, по словам журналиста, "сфотографировал Сергей Шаргунов". Ранее власти Нидерландов заявили, что не могут рассказать о содержании его предсмертной записки, а позже - о том, что они не могут быть убеждены в ее достоверности.
"Мама, мамулечка! Я ухожу, чтоб не возвратиться предателем, опозорить всех, весь наш род. Так бывает. Выдержи. Я прошу тебя. Я с тобой тот, что был раньше. Пусть ... переезжает к нам. Ничего, вы выдержите. Это лучший вариант... Покеда... Что довело меня до бегства из России. Лень и разгильдяйство не дали мне изучить новые законы. Я предал честного человека, предал безопасность Родины. Верьте в Бога. Не слушайте всяких деятелей. Россия сильна как ни одна другая страна и будет только сильнее. Жизнь в России гораздо лучше, чем где бы то ни было. Если это возможно, отправьте мое тело в Россию".
Первой реакции в политической среде был... шок. Он совершенно понятен - ведь за последние сутки, пока тело Александра Долматова еще не остыло, российская оппозиция ломала копья о виновности "путинского режима", обличала Голландию в "фашизме" и даже искала "руку Кремля". Сейчас некоторые представители несистемной оппозиции обсуждают, не могла ли эта записка (в голландском депортационном лагере!) быть написана под диктовку ФСБ. Другие же просто поражены тем, что нацбол, называемый российскими либеральными СМИ "ведущим оборонным конструктором", перед смертью написал не обличение режима, от которого он бежал, а слова любви к своей стране и нежелании ее предавать.
Естественно, как ранее писал Politonline.ru, Александр Долматов не был "оборонным конструктором" - он работал на ракетном НИИ, но по гражданской "двигательной тематике". Да и его слова о угрозах со стороны ФСБ, судя по подробностям его интервью, заключались в проведении обыска после беспорядков на Болотной площади (где он шел с колонной леворадикалов) и требований (законных для ракетного НИИ) сдать загранпаспорт (после того, как он неоднократно рассказывал о своих голландских планах). Было ли это своеобразной манией преследования, наложившейя на политическое прошлое (нацболы всегда отличались конспирацией, называемой некоторыми "параноидальной")? Неизвестно. Но факт остается фактом - тех, кого хотели арестовать после обыска - арестовывали, а Долматов свободно покинул территорию РФ.
В свою очередь, МИД России призвал Голландию тщательно расследовать гибель российского подданого в депортационном лагере Ротердама.
Неизвестно, было ли давление со стороны голландских или иных иностранных властей, требовали ли они раскрыть какие-то секреты (которыми, как мы выяснили, Долматов не владел - хотя был по работе знаком с секретоносителями).
Также неизвестно, не создали ли Долматову его "соратнички" имидж крупного секретоносителя, постоянно повторяя мантру "ведущий оборонный конструктор", "ракетный конструктор", "конструктор секретного НИИ".
Зато известно другое - власти Голландии довели Александра Долматова до самоубийства. А это - преступление по законам любой страны.
Так что, возможно, опубликованная оппозиционерами предсмертная записка Долматова - это своеобразное переосмысление. Жаль лишь, что случилось оно перед его гибелью, которая - вне зависимости от политических пристрастий человека - всегда большая трагедия