Прокрустово ложе будущего образования

Иногда, при взгляде на некоторых чиновников Министерства образования, хочется спросить: а учились ли вы в школе? В нашей, в российской? Особенно, после принятия этим ведомством новых стандартов, которые после экспериментальных «запусков» должны разойтись по всем средним школам страны.

Колючая аббревиатура ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) уже пугает специалистов. Ведь «под нож» пошли или, выражаясь более мягко, подверглись значительному сокращению многие базовые предметы. В литературе и вовсе случилась неравнозначная подмена классиков на современников, причем таких, что для комментариев у интеллигентных людей не находится слов.

По мнению вице-президента РАН Сергея Алдошина: «Чтобы не говорили, а подготовка в школах у нас всегда была высокого уровня. Человек выходил разносторонне подготовленный. А сейчас кто станет выпускаться - не очень понятно. Физику он не будет знать, химию он не будет знать. Теперь оказывается еще и гуманитарные дисциплины толком знать не будет. Это, конечно, очень жаль».

Более подробно решил высказаться профессор факультета журналистики МГУ и Литературного института им. Горького, ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура» Игорь Волгин: «Предлагается объединить Русский язык с Литературой, что является грубой, методологической ошибкой. Потому что это абсолютно разные, исконно разные предметы. Русский язык относится в числу точных наук. А литература - это гуманитарная дисциплина, которая не оперирует точными цифрами, точными формулировками. Это совершенно иная методика. Потому не уверен, что многие из ценителей русского языка смогут преподавать литературу. Они совершенно на другое заточены. Равно как и литераторы вряд ли смогу преподавать русский язык. Это две разные специальности. Кончится объединение тем, что школьники не будут уметь ни читать, ни писать».

Однозначно Игорь Волгин воспринял и другие будущие нововедения: «Выпадение классики всегда болезненно. Сокращение часов просто преступно, потому что литература и история являются последними предметами, которые составляют стержень национального создания. Это не просто ознакомительные курсы какие-то. Это не просто знание. Это воспитание прежде всего. Разрушение такого предмета, сокращение, то, что он стал необязательным для ЕГЭ - огромный минус».

«Рокировку» классиков и современников эксперт отметил особо: «Что же касается современной литературы, здесь также больной вопрос. Я бы включал в школьную программу только устоявшиеся в традициях, во мнениях, тексты для изучения, а все остальное давал бы обзорно - того же Пелевина, туже Улицкую, потому что они и так все это читают. Ученики должны знать их имена конечно, но разбирать их академически в школьной программе я не уверен, что это надо.

Другое дело, что к сожалению, из школьной программы стандартов выпали огромные куски литературы 20 века. Например, вся военная поэзия. Выпали Межиров, Слуцкий, Ваншенкин, Винокуров, Самойлов, Левитанский. Все эти имена без которых российская культура немыслима, я уже не говорю - Смеляков и Заболоцкий...», - сокрушается Игорь Волгин.


Автор
Володин Олег