Как наше слово отзовется...

В сети продолжается активное обсуждение скандала с журналисткой «Газеты.Ру» Екатериной Винокуровой. Коротко напомню факты: во время конференции ОНФ в Ростове-на-Дону Екатерина у себя в твиттере назвала многодетную мать Наталью Сарганову, которая много лет занимается приемными детьми, «идиоткой». Мол, думать надо, прежде чем усыновлять, а потом клянчить помощь у государства. Позже Винокурова свой твит удалила, перед Срагановой публично извинилась, и та извинения приняла. Тем не менее, многодетные родители сейчас требуют от интернет-издания уволить проштрафившуюся сотрудницу.

Такова общая картина. Эта история в который раз ставит перед нами множество вопросов. Например, где грань между частным мнением и официальной позицией в социальных сетях? Нужно или нет наказывать человека за его мнение, выраженное частным образом? Сечет ли у нас отныне меч повинные головы: то есть, если человек публично извиняется и просит прощения, то его все равно стоит «додавить» (напоминаю, речь не идет об уголовном или даже административном правонарушении)?

Но, быть может, один из самых главных вопросов - вопрос о двоемыслии и двойной морали, которую часто называют готтентотской. Когда ты украл корову - хорошо, когда у тебя - плохо.

К сожалению, мы видим, что журналистское сообщество (особенно это касается либерального лагеря) активно выделяет себя в особую страту, для которой писаны иные законы. Журналисты и гражданские активисты, блогеры (под этим словом почему-то всегда понимают активных противников режима) могут вытаскивать на свет любую частную информацию, вывешивать в сети домашние телефоны тех, кто по мнению сообщества, в чем-то провинился. Вытаскивать из закрытых интернет-страниц частные фотографии, широко распространять их и на их основе требовать каких-то санкций. Не щадят они при этом и своих собратьев, отклонившихся «от линии партии». Так, журналиста Николая Троицкого вынудили уволиться из РИА «Новости» на основании его частной записи в личном блоге: Николай позволил себе негативно отозваться о берлинском гей-параде.

Зато ровно такие же действия, предпринятые по отношению к «правильным» журналистам вызывают волну негодования и крики о зажиме свободы слова.

В итоге деятели российских масс-медиа постоянно загоняют себя в ловушку. Они очень быстро забывают о том, что говорили вчера, и способны со спокойным сердцем сегодня утверждать прямо противоположное. Касаясь случая с Екатериной Винокуровой, именно на это прискорбное состояние умов обратил внимание оппозиционер Станислав Яковлев: «Это уже сугубо к труженикам медиа обращение. Дорогие мои, если уж вы так старательно накручивали психоз по поводу подлецов, людоедов и слезинки ребенка, собственными, так сказать, золотыми перьями создав ситуацию в которой любое неосторожное высказывание на тему детства, материнства и сиротства мягко говоря, небезопасно - то извольте этой ситуации соответствовать».

И действительно, коллеги Винокуровой, мягко оправдывая ее опрометчивый поступок, пишут вещи совсем удивительные. Как, допустим, Наталья Рожкова в «МК». Она весьма деликатно и осторожно, но вместе с тем явно, обвиняет людей, занимающихся большим количеством сирот, в меркантилизме и попытках нажиться на слезинке ребенка. Остается только руками развести здесь. Вот только что мы слышали, как нашему государству плевать на беспризорников, как оно само ими не занимается и добрым американцам не дает, как принимает «закон подлецов» имени Димы Яковлева, а теперь вдруг выясняется, что государство платит на одного ребенка в детском доме в год 1,2 млн, и не слишком ли это жирно для сироток, ведь «даже в зажравшейся Москве редкая семья может похвастаться таким бюджетом».

В общем, с трусами и крестиком журналистам опять никак не определиться. Печальна история коллеги их, похоже, так ничему и не научила. Ну, к примеру, вот такому: даже если вы ненавидите режим, нельзя его обвинять одновременно в двух противоположных вещах. Нельзя, к примеру, говорить, что российская армия разваливается и совершенно небоеспособна, а следом за этим кричать, что Россия - это агрессивное государство и главная угроза миру на планете.

Увы, но лишь тогда, когда журналист сам испытывает на себе всю силу «гражданской» травли, некоторые вещи он начинает понимать. Как это сделала ( к ее чести) Екатерина Винокурова. В интервью РСН она сказала: "На самом деле, я благодарна в итоге этой ситуации за то, что я теперь это понимаю. Потому что, например, тот же самый Андрей Исаев, который просто в Твиттере отреагировал на заметку эмоционально, в итоге должен был всю неделю, по мнению многих, ползать на брюхе, приносить извинения. Ни фига не должен. Потому что не было там ничего такого. И более того, я себе даже представить не могу, насколько тяжелее, чем мне, было Исаеву. Если мне поступали угрозы меня убить, я просто не представляю, что пережил Исаев. И я хочу, на самом деле, как бы я ни относилась к «Единой России», я хочу сказать, что это прекрасно поняла. И с этим всем надо завязывать. В частности, журналистам точно надо слезть с баррикад и обратно выйти в нейтральную зону".

На деле все обество с нетерпением ждет, когда журналисты покинут баррикады и займутся, наконец, своим прямым делом - «чисткой сараев», условно говоря.

Ольга Туханина


Автор
Володин Олег